Иконы соцсетей. Фокус составил первый рейтинг звезд украинского интернета
Эти люди добились успеха в интернете: их читают, комментируют и цитируют не только внутри отдельно взятых соцсетей, но и в самых влиятельных медиа страны. Фокус представляет первый рейтинг звезд украинского интернета
В социальных сетях зарегистрирован каждый второй украинец интернет-аудитории страны, а среднестатистический пользователь проводит в них не менее восьми часов в неделю. Число погрузившихся в виртуальный мир постоянно растет. Если в 2009 году пользователей социальных сетей в Украине было лишь около 2 млн, то сейчас, по данным компании GfK, их больше 7,6 млн, и это, скорее всего, самая скромная из возможных оценок.
У такой армии должны быть свои генералы и свои герои.
В украинской блогосфере, как и в мире, самый популярный контент — шутки, фотожабы, мемы, цитаты. Но есть и своя специфика. "На втором месте по популярности среди тем, причем с большим отрывом, — политика", — рассказывает руководитель сервиса "Поиск по блогам" компании "Яндекс" Антон Павлов.
Есть контакт
Самая масштабная сеть по количеству пользователей — российская "ВКонтакте". В ней 23 млн пользователей указали Украину страной своего проживания. Правда, у многих из них по нескольку аккаунтов, и надо учитывать так называемые "фейки" и "клоны" — поддельные профили. Ежедневно на сервис заходит более 7 млн уникальных пользователей. Почти половина из них — в возрасте от 12 до 24 лет. Но в украинском офисе "ВКонтакте" предпочитают говорить о том, что более половины пользователей сети — люди старше 25 лет.
По словам управляющего директора digital-агентства Smartica/Skykillers Юрия Качкарды, большая часть украинской аудитории "ВКонтакте" — беззаботные молодые люди с доходом 2500–4000 грн. Еще одной особенностью "ВКонтакте" эксперты называют игровую платформу — в этой соцсети размещено порядка 7000 игровых приложений.
Самым популярным украинским пользователем "ВКонтакте" стал 21-летний поп-певец Андрей Леницкий, у которого более 400 000 подписчиков. Он занимает еще и 11-е место по числу читателей на другом сервисе — Twitter. О самых "контактных" украинцах читайте тут.
Книга лиц
Крупнейшая мировая социальная сеть в Украине сильно отстает от российского "клона". Сегодня в Facebook зарегистрировано более 2 млн жителей страны. Но их число быстро растет: только за последние полгода, по подсчетам компании SocialBakers, оно увеличилось более чем на полмиллиона человек.
По данным SocialBakers, большинству пользователей Facebook от 25 до 34 лет. Эксперты отмечают, что на этой платформе более активная и образованная аудитория, которая не просто делится ссылками и комментирует, но и создает собственный контент. "Facebook — генератор тенденций и новинок", — отмечает Юрий Качкарда. По его словам, для этой соцсети характерно и "вирусное" распространение информации, когда одну фотографию, идею, событие или явление пересылают друг другу тысячи пользователей. Например, стоп-кадр незасчитанного гола в матче Украина — Англия перепостили 20 000 раз.
В рейтинге Фокуса представлены самые активные пользователи-"специалисты" по наиболее популярным темам. Самым "фейсбучным" журналистом стал Мустафа Найем. У него максимальное для сети количество друзей — 5000 и 17 000 подписчиков. Подробнее о самых влиятельных пользователях Facebook – тут.
Одиночное плавание
LiveJournal — ветеран социальных сетей. В последнее время основная часть его аудитории переехала на более активные, живые площадки, например, Facebook. Несмотря на то, что по итогам прошлого года в украинском интернете было зарегистрировано более 1,2 млн блогов (еще в 2010-м их насчитывалось 700 000), активных пользователей гораздо меньше. По данным "Яндекс.Украина", блогов, в которых больше пяти записей и которые обновлялись хотя бы раз за последние три месяца, всего около 100 000, в основном в Киеве, Одессе и Харькове.
В десятку самых авторитетных standalone-блогеров и авторов ЖЖ попал всего один киевлянин — редактор популярного lifehacker.ru Слава Баранский. Его блог, который ежедневно читают более 50 000 человек, популярен в России.
В среднем, по информации "Яндекс.Украина", в будний день украинские блогеры создают около 370 000 сообщений. При этом пик активности приходится на 17.00. Кстати, как отмечают в digital-агентстве Smartica/Skykillers, посты, написанные в нерабочие часы, вовлекают на 20% больше читателей, а записи, сделанные в четверг и пятницу, получают наибольший отклик. О самых стойких и авторитетных авторах блогов читайте тут.
Коротко и ясно
Пока Twitter в Украине не так популярен, как "ВКонтакте" или даже Facebook. Возможно, потому что в настройках языка сервиса микроблогов до сих пор нет украинского. Тем не менее за последний год число пользователей Twitter удвоилось — до
350 000 аккаунтов. Впрочем, среди них немало страничек, принадлежащих организациям, а некоторые люди заводят сразу несколько аккаунтов.
Почти все используют сервис микроблогов параллельно с другими соцсетями. "Twitter удобен для того, чтобы быстро распространять ссылки, следить за новостями или жизнью звезд", — подчеркивает Павлов из "Яндекса".
Twitter работает по принципу "краткость — сестра таланта" и ограничивает размер сообщения 140 символами. Для украинцев, впрочем, и это слишком. По данным "Яндекс.Украина", у нас среднее количество знаков в одном сообщении — 69.
В рейтинге Фокуса большинство твиттерян — известные личности: Настя Каменских, Святослав Вакарчук, Юлия Тимошенко. Возглавила же список самых читаемых Вера Брежнева. Немалая доля ее читателей — россияне.
Как мы считали:
Facebook. Влиятельность пользователей в различных тематиках специально для Фокуса оценило digital-агентство Smartica/Skykillers. Оценка проводилась по Количеству подписчиков и Количеству друзей. Выбор тематик — История Киева; Вечеринки/Тусовки; Рестораторы; Журналистика; Маркетинг; Писатели/Музыканты; Предприниматели; Мода; IT; Политика (бренд-страницы) — обусловлен сферами наибольшей активности пользователей.
В рейтинг "ВКонтакте" вошли самые активные пользователи с наибольшим количеством подписчиков. По данным украинского офиса "ВКонтакте", эти люди собирают больше всего "лайков" и комментариев.
Twitter-аккаунты ранжированы по количеству читателей. Данные предоставлены "Яндекс.Украина" по состоянию на 15 июня.
Рейтинг ЖЖ и автономных блогов составлен на основании двух показателей: социальный капитал ЖЖ (зависит от целого ряда параметров, полный перечень которых не раскрывается во избежание так называемых накруток; при этом внимание сосредоточено не столько на количестве подписчиков, сколько на их активности) и рейтинг авторитетности "Яндекса" (создан на основании данных об активности участников: частоте ссылок других блогеров на блог, количестве комментариев и пр.)
Фолловь, шарь,чек-инься
Какие слова нужно выучить, чтобы говорить с интернет-племенем на одном языке
Аккаунт (профиль, профайл, страница) — учетная запись, в которой находятся персональные данные пользователя
- Клон (фейк, мульт) — пользователь соцсети, использующий анкетные данные и фотографии другой реальной личности
- Конверсия — в экономике это количество потенциальных покупателей, которые становятся реальными покупателями. В случае с соцсетями — процент "лайков" в соотношении к количеству переходов
- Контент — любое информационное наполнение блога, ЖЖ, странички
- Кросс-постинг — помещение одного и того же статуса/ссылки в нескольких аккаунтах в разных соцсетях
- Лайк — способ выразить свое одобрение (слово из Facebook, распространилось на все соцсети)
- Лайфхак — приемы и методики "взлома" окружающей среды, которые делают повседневную жизнь проще
- Мем — шутки, фото или видео, которые распространяются вирусным путем
- Пост — отдельно взятое сообщение, фото или любое другое обновление аккаунта
- Перепост — однократно или многократно переопубликованный другими пользователями контент
- SMM (social media marketing) — продвижение сайта, бренда, компании или персоны в социальных сетях, блогах и форумах
- SMO (social media optimization) — комплекс мер, направленных на привлечение на сайт посетителей из социальных медиа
- Расшарить — поделиться, выложить в общий доступ
- Статус — короткое сообщение, информирующее о нынешнем мироощущении или местоположении пользователя
- Стена — часть аккаунта, место публикации открытых для всех записей
- Твиттер-лента – список новостей всех, за кем следит пользователь Twitter
- Твиттеряне — блогеры Twitter
- Уникальный пользователь — неповторяющиеся (учитываются только один раз) посетители сайта. Человек, посетивший один и тот же сайт несколько раз в день с одного компьютера, является одним уникальным пользователем
- Фолловер — люди, которые подписались на новости пользователя Twitter
- Formspring — сервис, в котором пользователи создают страницу, где любой желающий может задать им вопросы
- Френд-лента (ф-лента) — страница, на которой отображаются все посты друзей
- Твит — название любого поста (сообщения) в Twitter
- Чек-ин — сообщение пользователя о том, где он находится в данный момент
Над рейтингом работали: Виктория Ким-Галимова, Алексей Бутенко, Сергей Одаренко, Ольга Шиленко, Ирина Навольнева