Сопротивление бесполезно. Бактерии больше не боятся антибиотиков

Антибиотики, одно из главных изобретений современной медицины, теряют свою эффективность. Медики говорят о появлении супербактерий, способных противостоять лекарствам и вызывать смертельно опасные заболевания

Related video

Времена, когда банальная инфекция приводила к госпитализации, а стафилококк мог стать смертельной угрозой даже после простейшей операции, казалось бы, уже в прошлом. За несколько десятилетий после изобретения пенициллина на фармацевтическом рынке было выпущено не менее 200 новых видов антибиотиков. Эти лекарства исправно боролись с опасными микроорганизмами, спасая миллионы жизней. Теперь бактерии пытаются взять реванш.

Елена Полищук, доктор медицинских наук украинского Института эпидемиологии и инфекционных болезней, согласна с британской коллегой и называет ситуацию почти критичной. "Антибиотики в медицинской практике используются при многих заболеваниях. И сегодня альтернативы им нет, — говорит Полищук. — В то же время микроорганизмы на генетическом уровне вырабатывают устойчивость к антимикробным препаратам. Это обычный биологический процесс".

Как они работают
Антибиотик обычно воздействует на бактерию, подавляя жизненно важную для микроба химическую реакцию. Например, пенициллин блокирует молекулы, отвечающие за строительство новых клеточных оболочек бактерий. Но в большой популяции некоторые бактерии могут уцелеть. Тогда через много поколений эти супермикробы становятся резистентны (устойчивы к антибиотикам. — Фокус) к лекарству. Нечто подобное мы можем наблюдать и у более развитых организмов, когда насекомые со временем становятся невосприимчивы к пестицидам, а растения — к гербицидам. Устойчивость к препаратам проявляют штамм E.coli, гонококк, туберкулезная палочка и стафилококк. Среди медиков уже получил распространение термин "метициллин-резистентный золотистый стафилококк". Эта бактерия вызывает такие тяжелые заболевания, как сепсис и пневмония. В ВОЗ также обеспокоены ситуацией с туберкулезом. "Вариантов лечения пациента остается крайне мало, — говорит Фокусу представитель ВОЗ Тарик Ясаревич. — Иногда пациентов приходится лечить до того, как получены результаты анализов. Но если микробы не реагируют на препарат, то почти в два раза возрастает риск летального исхода больных, кровь которых инфицирована".

По данным Европейского центра профилактики и эпидемиологического контроля, в некоторых странах число неизлечимых случаев заражения крови, вызванных бактерией K.pneumoniae, достигло 50%. Бактерии уже не реагируют на сильнейшие антибиотики — карбапенемы. Микробы поражают мочевую и дыхательную системы. Передаются они легко — при прикосновении к грязным предметам. Случаи, когда врачам не удалось вылечить пациента, были зафиксированы в Венгрии, Австрии, Италии, на Кипре и в Греции. Именно эти страны являются лидерами антибиотикотерапии. До 25 тыс. человек ежегодно умирают от резистентных инфекций в странах ЕС.

В Украине, по словам Елены Полищук, карбапенемы долгое время были резервными препаратами. Их использовали только тогда, когда другие лекарства не помогали. Но потом их стали назначать все чаще. И если 5–8 лет назад практически все выделенные в лабораторных условиях микроорганизмы реагировали на лекарство, то теперь 10–15% бактерий стали к нему устойчивы. "Происходит обесценивание высокоактивного препарата", — подводит неутешительный итог Елена Полищук. Хотя в Украине, по ее словам, процесс появления резистентных бактерий был медленнее, потому как в советские времена не было широкого выбора антибактериальных препаратов. Но последнее время на рынке появилось огромное количество лекарств. Их неоправданно часто применяют как медики, так и сами больные, основываясь всего лишь на совете фармацевта в аптеке, что совершенно недопустимо, уверена Полищук. Свободную продажу антибиотиков она тоже не одобряет, считая, что это только усугубляет ситуацию.

Животные на таблетках
Другой важный фактор — бесконтрольное использование антибиотиков в животноводстве. Именно этот рынок для производителей лекарств — золотое дно.

"Фермеры, несомненно, злоупотребляют антибиотиками, — говорит Фокусу Брэд Спеллберг, профессор медицины, инфекционист и заместитель директора медицинского центра Harbor-UCLA в Лос-Анджелесе, США. — В нашей стране 80% производимых лекарств потребляют именно животные, и лишь 20% — люди. И это одна из главных причин невосприимчивости бактерий к лекарствам". Только в США ежегодно из-за инфекций, вызванных резистентными микробами, гибнет 100 000 человек. "Но дальше может быть хуже", — пессимистично прогнозирует ученый и предлагает представить себе мир, в котором антибиотики напоминают химиотерапевтические препараты с массой побочных эффектов и мало предсказуемым результатом вместо гарантированного лечения.

К решению проблемы нужно подключать и фармацевтические компании, считает представитель ВОЗ Тарик Ясаревич. "Как вы понимаете, индустрии, которая не хочет терять свои прибыли, сопротивляется", — говорит он. На разработку нового лекарства часто уходит до десяти лет. Но производители больше заинтересованы в препаратах от диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, рака или банального облысения. Для сравнения: даже самый дорогой на Западе курс такого антибиотика, как даптомицин, стоит в неделю от $1000 до $2000, цены же на препараты от хронических заболеваний в разы выше, и принимать их надо на протяжении всей жизни.

Обратить биологический процесс возрастающей устойчивости бактерии к антибиотикам невозможно, считают специалисты. Но вот замедлить его — вполне. По словам Ясаревича, для этого нужна лучшая диагностика и предотвращение заболеваний. В Британии предлагают отказаться от применения антибиотиков широкого спектра, а выбирать препараты против конкретных инфекций и не пить их слишком долго. По мнению Елены Полищук, лекарства также не стоит употреблять с целью профилактики и при вирусных заболеваниях, что у нас часто случается. В Украине сегодня нет системы мониторинга, которая позволила бы отследить распространение резистентных бактерий. Для этого нужно регулярно собирать данные по всей стране. К примеру, выяснить, какие возбудители становятся причиной гнойных осложнений в отделениях реанимации и какие антибиотики на них действуют. Это позволило бы давать рекомендации врачам для точечного использования антибиотиков. Такие исследования не под силу ученым-энтузиастам. Для этого нужен госзаказ, которого пока нет.

Яна Седова, Фокус