Воины снега. Кто помогал киевлянам преодолеть транспортный коллапс
Когда государство бессильно, руку помощи протягивают граждане. Хотя небывалый снегопад и транспортный коллапс для Киева позади, Фокус разыскал тех, кто во время стихийного бед-ствия бросился помогать пострадавшим
Последствием снежного шторма в столице Украины стал не только транспортный коллапс. Стихия объединила людей. Ночевавшие в пробках делились друг с другом бензином и запасами еды, вместе вытягивали застрявшие машины и координировали дорожное движение. Всю следующую неделю объединившиеся добровольцы спасали пострадавших в парализованном городе. Они сориентировались быстрее властей и направились туда, где их помощь была действительно нужна. Пока городские власти рапортовали об успешной расчистке города, волонтеры рассказывали о реальной ситуации на дорогах, создав в интернете интерактивную карту горячих точек — мест, где ждут помощи. А главное, своими действиями они убеждали в том, что в чрезвычайных ситуациях можно и нужно действовать вместе. Трое добровольцев — простых украинских граждан — рассказали Фокусу, почему решили бескорыстно выполнять работу коммунальных служб и как это происходило.
Павел Белойван, 42 года, владелец СТО:
— Ребята с сайта offroadmaster.com еще в день первого снегопада поняли, что случилось, и начали выезжать в город, вытягивать застрявших. Затем бросили клич всем водителям внедорожников — вместо традиционных наших покатушек собраться в субботу для помощи на дорогах. Но поняли, что никто никуда не доедет, и решили действовать на местах — в своих районах. Таких групп образовалось десятки, если не сотни. Я выехал в пять утра. Взял свою переделанную Toyota 4Runner — мосты, раздаточная коробка и механическая лебедка от военного грузовика ГАЗ-66, колеса 45 дюймов и шириной почти метр, застрять можно разве что в камышах. Поначалу мы помогали всем подряд. Потом поняли, что тратить время на припаркованные на стоянках автомобили нет смысла, чтобы они не усугубляли пробки. Начали спасать только застрявших на дорогах. Но ситуация была катастрофической — вытягиваешь человека, а он через 100 метров опять садится намертво. Поняли, что и здесь не главная беда. В Киеве еще можно бросить машину и пройтись домой или к метро, а застрять на трассе — значит оказаться в ловушке. Махнули на трассы — на Одесской были, Житомирской, Варшавской. Машин 50 вытянули за день, не меньше. Домой вернулся в 2 часа ночи. Через день снова поехал. Работали группой из 6–10 машин — Окружная, Сырец, Печерск, весь город объездили, закончили под утро. За два дня сжег литров 160–200 (порядка 2000 грн. — Фокус). Кого только ни вытягивали — и троллейбусы, и скорые. Медики, кстати, странные попались. Мы их откопали, спрашиваем: вам вообще куда, может, подкинуть? "Да здесь недалеко, метров 800", — отвечают. Нет чтобы пешком пройтись, они несколько часов сидят в машине, ждут чего-то. Или вот еще случай: тянем машину, приходится поднапрячься, суета вокруг, все стараются. Смотрим в салон, а там пять человек сидят и даже не думают помогать. Хотя, с другой стороны, когда человек столько времени провел в пробке, сложно рассчитывать на его адекватность. Наши ребята вытягивали и таких, кто по 15 часов ждал помощи, ночевал на дороге. На Окружной, к примеру, нашли "Жигули", в котором два дня (!) сидели двое инвалидов. Они возвращались из Ровно в Харьков с похорон, сожгли сцепление. Ребята забрали их домой переночевать, на следующий день нашли СТО, загнали туда и починили машину. Другие парни накупили хлеба и поехали раздавать пенсионерам, в магазинах же не было ни буханки. В общем, все помогали чем могли. И таких людей могло быть больше, если бы кто-то призвал весь город, организовал процесс. Вот показательная история: вытягиваем мы очередную машину, а вокруг собралась толпа зевак, видео снимают. Товарищ жалуется, мол, хоть бы один помог. Говорю, а ты просил? Он крикнул, и люди со всех сторон бросились выталкивать машину. Справились за секунду, ее до Чернигова можно было толкать с таким энтузиазмом.
— В субботу утром решил пройтись по городу, посмотреть, в каком он состоянии. По ходу помог нескольким машинам выбраться. Понял, что проблемы серьезные: детсады, школы, больницы, все парализовано, не говоря уже о дорогах. Нашел в "Фейсбуке" призыв собраться и помочь. Пришло человек 20, некоторые даже лопаты достали где-то. Решили пойти в Октябрьскую больницу — ее не чистили вообще, вход в реанимацию завален снегом. За него и взялись, проезды расчистили, парковку для скорых. Даже помогали санитарам переносить больных. Всю территорию почистить не смогли, выдохлись — руки-ноги уже болели. К 11 вечера пришлось закончить. Так главврач больницы, говорят, за свои деньги заказал частный трактор, ведь коммунальные службы так и не добрались сюда. Зато они вовсю работали на Майдане.
А мы пошли в "Макдоналдс", выпили кофе, познакомились и обсудили происходящее. Ребята договорились собраться и на следующий день, по своим районам. У меня проблемы со спиной, поэтому не мог участвовать. Но если еще когда-нибудь понадобится помощь — пойду, конечно же! Сходить в кино или ресторан можно всегда, а когда множество людей нуждается в твоей помощи, надо помогать. В такой ситуации проблемы должна решать не только власть. Ей просто стоило обратиться к киевлянам, попросить помощи и предоставить возможность — хотя бы лопаты выдать. Уверен, можно было решить проблемы эффективнее.
— В субботу пошел откапывать территорию вокруг своего дома, помог соседям достать машину, расчистить выезды. Вернулся домой, смотрю: в "Фейсбуке" люди тоже активничают, рвутся помогать. Понял, что это все очень локально, надо бы объединить желающих помочь и требующих помощи. А идею создать такой сайт мои знакомые вынашивали давно, я тоже тогда еще вдохновился. И решил сделать прямо сейчас. На все потратил $11 — зарегистрировал домен helpkyiv.org, позвал в соцсетях людей, и вместе мы создали на системе WordPress сайт. Начали его заполнять, "прикрутили" страницы в соцсетях, установили диспетчерскую телефонную связь и вместе с другими сообществами создали карту, где отмечались волонтеры и потерпевшие. За первые сутки сайт посетило 10 тысяч человек, стали поступать просьбы о помощи, и мы начали сводить обе стороны. К примеру, из Института нейрохирургии обратились с просьбой почистить крыши от снега, протекало даже в операционных. Мы нашли людей, они два дня расчищали территорию. Наша эффективность поражает — мы намного быстрее коммунальных служб справлялись с конкретными задачами. К примеру, застряла машина на Лукьяновке, мы нашли ближайших к ней волонтеров, через 20 минут человека освободили. Собственно, паралич города потому и случился, что государственные службы не справились со своими обязанностями, особенно с оповещением. Это был не снежный коллапс, а организационный. К чрезвычайным ситуациям должна быть чрезвычайная готовность, а у нас была чрезвычайная бестолковость. Надеемся, наш ресурс поможет устранить эту информационную проблему в будущем. Например, когда весь этот снег начнет таять.
Сергей Болотников, Фокус