Телевизор вместо успокоительного. В Норвегии необычные реалити-шоу становятся все популярнее
Необычные реалити-шоу бьют рекорды по рейтингам на норвежском телевидении. Миллионы зрителей часами смотрят, как совершает многодневную прогулку круизный лайнер и нерестится рыба
"Слишком коротко!" — такой вердикт вынесли недовольные зрители 18-часовому телешоу о нересте лосося в прямом эфире. То ли дело 135-часовой круиз лайнера вдоль западного побережья Норвегии. Неспешную съемку этого морского путешествия, во время которого на экране красовались только отвесные скалы, живописные фьорды и свинцовая гладь Атлантики, посмотрели 3 млн зрителей (население страны — 5 млн).
На норвежском телевидении сегодня в моде так называемое "медленное телевидение" — реалити-шоу, в которых ничем не примечательные и даже откровенно нудные действия вроде вязания крючком в прямом эфире собирают у экранов многомиллионные аудитории. Вряд ли можно представить себе такую программу в прайм-тайм в другой стране. Но только не в Норвегии. Здесь, по словам Арве Хьелсета, социолога из Норвежского научного университета, "любят все медленное". Новый формат телешоу появился в 2009 году, когда государственная компания NRK выпустила в эфир съемку семичасового путешествия поезда, следовавшего из Осло в Берген. На локомотив была установлена камера, так что картинку с мелькающими вокруг пейзажами можно было смотреть в прямом эфире. Руководство телеканала не ожидало, что шоу вызовет среди норвежцев такой ажиотаж. Зрители, не отрываясь, часами сидели у экранов, а потом бурно обсуждали увиденное в социальных сетях. С тех пор в эфир вышло немало "медленных проектов", а норвежцы превратились в преданных поклонников неспешного телевизионного действа.
"Это такое медитативное телевидение, — поясняет Фокусу свою любовь к необычным телешоу жительница городка Акерсхус Ине Мерет Эк. — Оно очень расслабляет. Отлично подходит для того, чтобы прочистить голову. Если кто-то считает, что для этого лучше просто выключить телевизор и посидеть в тишине и спокойствии, то я не соглашусь, ведь это не дает такого ощутимого результата".
В начале нынешнего года зимнее времяпрепровождение норвежцам скрасил национальный вечер вязания на спицах. "Проект хорошо показал себя в эфире как раз в то время, когда нам всем не помешала бы пара шерстяных носков", — шутливо комментировал рейтинговую программу директор вещания NRK Тор Гьермунд Эриксен.
Летний сезон государственный телеканал встретил полуторамесячным шоу Summeropen. 22 июня из порта Осло вышел лайнер и отправился в рейс вдоль побережья Норвегии. Он дошел до городка Киркенес на северо-востоке страны и повернул назад. Корабль и сегодня в пути. Он заходит в норвежские порты, и каждый вечер на его борту устраивают новые ток-шоу, в которых принимают участие знаменитые норвежские артисты. Зрители могут наблюдать за лайнером в интернете. У проекта есть и радиоверсия. На карте, которую можно найти на сайте NRK, красными точками указано местонахождение корабля в режиме реального времени.
Спустили на тормозах
Томас Хеллум, менеджер медленных ТВ-проектов на NRK, считает, что такой формат позволяет по-новому рассказать какую-то историю. "Мы отправляем аудиторию в путешествие, даем им возможность почувствовать, что они — часть этой истории. У зрителей появляется чувство локтя, принадлежности к одному сообществу", — поясняет он Фокусу.
Жительница города Ригге Монсеррат Телль — одна из самых преданных поклонниц медленных ТВ-программ. Она редко выходит из дома, поскольку страдает от чрезмерной чувствительности к яркому свету и звукам. Постоянно сидеть в четырех стенах психологически очень тяжело, признается Телль, поэтому эти телепрограммы стали для нее спасением. Главное — это возможность пообщаться в социальных сетях с другими зрителями во время прямого эфира. Под ником Cata Lyzator Телль пишет о каждом новом проекте в Twitter. "В такие моменты я чувствую себя нормальной, потому что переживаю то же, что и тысячи других людей", — отмечает она и добавляет, что интернет и телевидение дают ей необходимую информацию и помогают пережить опыт, которого ей так не хватает из-за вынужденной изоляции. А вот Торальф Сандакер из Тенсберга не в восторге от медленных телешоу. "Давайте еще покажем зрителям, как сохнет краска", — с сарказмом говорит он. Его поддерживает Анита Мьелланд из города Крагере. "Никогда не смотрела эти шоу, а если я захочу увидеть, как растет трава, просто выйду в сад", — смеется она.
Несмотря на то, что среди зрителей встречаются и скептики, медленное ТВ — вполне в духе норвежцев, уверен телевизионщик Томас Хеллум. С ним согласен его соотечественник Гейр Бертельсен, основатель Всемирного института медлительности. "Норвегия очень быстро разбогатела благодаря нефти, но я думаю, что сами норвежцы в душе по-прежнему остаются теми же фермерами и рыбаками, какими они были многие столетия. Поэтому люди получают удовольствие от таких спартанских развлечений, как наблюдение за горящими дровами и идущим по морю лайнером", — считает Бертельсен. В то же время Норвегия — страна с высокими технологиями, в которой число смартфонов и аккаунтов в Facebook одно из самых высоких на душу населения. "Люди все время очень заняты, а когда не работают, то постоянно сидят в онлайне, — говорит Бертельсен. — Может, это еще одна причина такой популярности медленного телевидения. Когда ритм общества становится все быстрее, то такие понятия, как время и любовь, становятся самыми ценными. Думаю, чем быстрее страна живет, тем популярнее там будет медленное ТВ".
Норвежцы умеют не спешить, считает житель Осло Магнус Йег. Отчасти благодаря своим природным ресурсам они могут расслабиться и не волноваться о будущем. "Для нас в порядке вещей все спустить на тормозах и воспринимать вещи спокойно", — говорит он. Магнус Йег недавно присут-ствовал в телестудии во время еще одного знаменательного для Норвегии события — 30-часового интервью с Хансом Олавом Лалумом, известным в Норвегии писателем и историком. Разговор показывали в режиме реального времени, его посмотрели сотни тысяч зрителей. Этот телемарафон был занесен в книгу рекордов Гиннесса как самое длинное интервью в мире.
Психолог Анна Валенса соглашается с тем, что медленные телешоу помогают снять психологическую нагрузку, но она считает: в Украине такой формат вряд ли сегодня востребован, так как темп жизни украинцев пока не такой стремительный, как в западных странах. "Думаю, что мы еще не настолько выложились и не настолько урбанизированы, чтобы забыть, как горят дрова. Мы ближе к природе и пока не догнали Запад в их сверхбыстром цивилизационном движении", — говорит она Фокусу.
Медленное телевидение, по словам психолога, это фактически антителевидение, поскольку обычное ТВ показывает, как жизнь становится интенсивнее. "Это западная идентификация — давайте двигаться быстрее, получать больше информации и т. д., — объясняет Анна Валенса. — А медленное ТВ, возможно, становится своего рода завершением телевизионного цикла". Сегодня у многих дома просто нет телевизора. Ее семья, признается Анна, много лет обходится без него, и никто потребности в нем не ощущает. Но если кто-то может сделать из этого "ящика" ретранслятор чего-то более естественного, например, использовать для того, чтобы посмотреть, как горят дрова, почему бы и нет? Такое необычное применение всем пошло бы на пользу.
Многостаночники
Успех многих телепроектов напрямую зависит от того, насколько активно их обсуждают зрители в социальных сетях
– 62% зрителей сегодня используют социальные медиа во время просмотра телепрограмм. В 2011 году их было только 18%
– Из этого числа 40% всегда обсуждают то, что они смотрят
– Мобильными устройствами для просмотра телепрограмм пользуются 67% зрителей
Источник: Ericsson ConsumerLab
Яна Седова, Сесилия Культ, Фокус