Бренды наступают
Чтобы получить право продавать в Украине одежду самых дорогих и модных марок, одних денег недостаточно
Какой пассаж
"Это будет один из самых красивых магазинов в мире", – свои слова Маурицио Аскеро, исполнительный директор Helen Marlen Group, подтверждает характерной для итальянцев жестикуляцией. Он направляется к массивной черной двери, плохо скрывающей ремонтные работы, по соседству с магазином Louis Vuitton.
Компания, основанная Михаилом и Оксаной Кавицкими, давно облюбовала столичный Пассаж и сегодня представляет в Украине несколько самых престижных и люксовых Домов моды. Вот-вот здесь откроется новый мужской concept-store, в котором состоятельные украинцы смогут выбрать эксклюзивные вещи от Tom Ford, Neil Barrett, Marc Jacobs, Victor&Rolf и десятка других самых дорогих и роскошных брендов. В 2005 году Helen Marlen Group начала свой амбициозный проект по созданию shopping-зоны европейского образца в киевском Пассаже. С тех пор в этом квартале появились женский Passage 15, монобренды Gucci, Burberry, Roberto Cavalli, Bottega Veneta и Salvatore Ferragamo.
Г-н Маурицио стучится в дверь. Ему открывает строитель, который по-свойски приветствует заказчика. Итальянская бригада заканчивает отделочные работы, и, похоже, рабочие сами под впечатлением от дизайна и материалов, которые используются для стилизации под огромную спортивную яхту. Титан, карбон, стоящие баснословных денег; самые ценные сорта древесины – все это должно привлечь сюда самую богатую клиентуру. "Это новый уровень для нас самих. У нас никогда еще не было таких дорогих пространств", – говорит итальянец.
Похоже, в Helen Marlen не верят прогнозам о кризисе, который грозит обрушить экономики мира и Украины в частности. "Наши клиенты – это люди, которые следят за модой, для которых важно, что на них надето. Когда кризис, они отказываются от количества в пользу качества. Может, покупать будут меньше, но все равно у нас, – уверена Татьяна Завгородняя, коммерческий директор Helen Marlen Group и родная сестра основателя компании Михаила Кавицкого. – Тенденции в моде минимальные: актуальны скромность, сдержанность, аристократизм – так называемый "бонтон", стиль Жаклин Кеннеди".
В конце 2009 года на правах франчайзинг-партнера Helen Marlen Group представит в Киеве одну из самых люксовых марок одежды и аксессуаров – Hermes.
Леди в черном
Дочь бывшего спикера, а ныне лидера блока своего имени Владимира Литвина – Алена открыла свой дом роскоши Villa Gross в апреле этого года. Как яркая представительница золотой молодежи она сделала ставку на самые модные и прогрессивные дизайнерские марки: Alessandro Dell"Acqua, Michael Kors, Catherine Malandrino, Francesco Scognamiglio, Michel Perry, Badgley Mischka, Anne Valerie Hash. Однако захаживают в магазин и поклонницы люксовых авторитетов, таких как Carolina Herrera, Nina Ricci, Jil Sander, Elie Saab, Herve Leger, Repetto и Lambertson Truex.
Г-жа Литвин пришла на украинский fashion-рынок с некоторым опозданием, зато не одна: ее итальянский партнер – компания Luxury Code много лет специализируется на отслеживании модных тенденций и поиске новых имен. Проводя по несколько месяцев на закупочных сессиях в мировых столицах моды, Алена договаривается с представителями брендов и отбирает только те вещи, которые в Украине будут представлены в единственном экземпляре и только в ее магазине. Старинный 4-этажный особняк в центре Киева, расположенный напротив гостиницы "Премьер-палас", отреставрирован под старину и напоминает скорее роскошный музей, нежели традиционный бутик. А товары можно сравнивать с музейными экспонатами, как с точки зрения искусства, так и по цене. Алена намеренно отказалась от ходовых вещей: "Мы работаем только третий сезон, и нам необходимо показать: то, что у нас представлено, – абсолютный эксклюзив и большая редкость".
Говоря о последних тенденциях, г-жа Литвин отмечает многофункциональность: "В моде черное платье. Меняя аксессуары, женщина может пойти в нем на работу, а добавив элегантную деталь, превратить его в красивый вечерний наряд". Самое дорогое платье, проданное Villa Gross, стоило около 30 тыс. грн. Это было вечернее платье от Carolina Herrera.
И о погоде
Украинские fashion-компании давно освоились в модных столицах Европы и Америки. Харьковчанка Ольга Федорова вхожа в офисы самых известных дизайнеров. Она предпочитает говорить о своих магазинах, объединенных общим названием Symbol, чем о тесных деловых связях с первыми лицами модной индустрии. Однако на сайте "Одноклассники.ru" можно без труда найти персональную страницу Ольги и благодаря фотографиям убедиться, что с Доменико Дольче и Стефано Габбана, Джоном Гальяно и Джорджио Армани она не только хорошо знакома, но и находится в тесном деловом партнерстве. Буквально на днях г-жа Федорова вернулась с закупочных сессий домов Christian Dior и Valentino, встречалась с Оскаром де ла Рента.
"Чтобы кто-то из известных дизайнеров перешел на экономвариант или стал использовать меньше шерсти, кашемира, шелка или меньше ручной работы? Нет, нет и нет. Если вы можете себе позволить это надеть, то мы вам такую возможность предоставим", – говорит Ольга Федорова о влиянии экономического кризиса на мир высокой моды. Правда, вернувшись в Харьков, хозяйка сети Symbol обнаружила, что валютная истерия почти на неделю заставила людей оторваться от такого приятного занятия, как шопинг: "У клиентов было испорченное настроение. Несколько дней наблюдалось затишье. Но сейчас все это надоело. Хорошая погода, и снова хочется праздника".
Летом Ольга Федорова открыла большой бутик в Одессе. На подходе – люксовый магазин на центральной площади Харькова. "Наши города отличаются вкусами и предпочтениями: в Одессе любят более яркие, открытые вещи. Как-никак южный, курортный город. Киев – это светские дамы, сдержанные и гламурные наряды, аристократизм. А Харьков по характеру где-то между столицей и Одессой – по яркости можно поиграть, но и роскошь у нас в цене".
Лично отбирая вещи для своих магазинов, Ольга обращает внимание на мельчайшие детали: "Мне не нравятся дизайнеры, у которых не видно, что над вещью работали. Я люблю, чтобы было за что платить".
В Харькове и в Одессе Федорова эксклюзивно представляет марки Prada, Dolce&Gabbana, Gucci, Christian Dior, Valentino, Roberto Cavalli, Francesco Smalto, а также меха Annabella, Rindi, Giuliana Teso, Florence Mode. А в Киеве харьковчанка содержит на Софиевской площади магазин мехов Symbol Fur с марками Annabella, Rindi, Giuliana Teso, Florence Mode.
Борьба за эксклюзив
По словам Ольги Федоровой, именитые дома мод опасаются работать с неизвестными или новыми украинскими магазинами: "Сначала мы присылаем наши резюме – историю, фотографии бутиков, сведения о том, с какими марками и как давно работаем, предоставляем им свой план. Потом назначается встреча, и мы договариваемся о закупках".
Пока светская публика прохлаждается на показах, так называемые байеры (закупщики) штурмуют шоу-румы – офисы, куда могут зайти только аккредитованные представители магазинов.
Алена Литвин также отмечает избирательность дизайнерских компаний: "Просто так нельзя прийти и купить. Нужно быть аккредитованным байером и потратить в шоу-руме не менее 50 тыс. долларов, если речь идет об американских модных марках. Что касается европейских брендов, то цифра та же, только в евро. Если же вы хотите, чтобы определенное время марка была представлена только вами, то цена удваивается".
"У нас есть баинг-офис в Милане. Мы покупаем определенное количество вещей, которые, на наш взгляд, понравятся публике, – рассказывает Маурицио Аскеро. – Украинцы бывают в Милане, Париже и Риме и заходят в магазины, которые принадлежат домам мод. Там никогда нет проблем с наличием товара. И у них действительно выбор больше, чем у нас. Но если мы позволим себе купить много, то и об эксклюзивности говорить нельзя". Между тем компания Helen Marlen стремится максимально занять сегмент luxury. По наблюдениям Маурицио Аскеро, в Украине достаточно магазинов, продающих вещи самого высокого по качеству и цене уровня, но подавляющая масса – ширпотреб. И пока совершенно свободна ниша, которая в Европе называется "медиум-плюс" и рассчитана на покупателей качественной и модной одежды по цене немного выше среднего. Однако, как признается итальянец, трудно открыть магазин такого уровня, когда ты платишь слишком высокую арендную плату.