Страна за стеной. Сирийские беженцы добрались до Украины
Из почти двух миллионов сирийцев, покинувших страну, до Украины добрались несколько сотен. И только единицы из них могут рассчитывать на статус беженца
Одетая в джинсы и футболку сирийка Рана Курди идет по Крещатику, ведя за руку своего шестилетнего сына. Они редко гуляют по центральной улице, да и в других районах Киева не чувствуют себя в безопасности. "Несколько месяцев назад, когда мы только прибыли в Украину, какие-то люди предъявили милицейские удостоверения, угрожали отобрать ребенка и требовали денег", — с ужасом вспоминает молодая женщина свои первые дни в стране. Спасаясь от гражданской войны в Сирии, она пытается получить статус беженца в Украине. Но шансов на успех у Раны и ее сына мало: в прошлом году мигранты из Сирии подали 309 заявок на получение статуса беженцев в Украине, и лишь 18 из них получили положительный ответ.
Выходцам из ближневосточных и африканских стран отечественные чиновники совсем не рады. За последние пять лет получить статус беженцев в Украине пытались 7858 человек, но только в 8% случаев просьбы были удовлетворены. В 2012 году больше всего соискателей этого статуса прибыло из Афганистана, Сомали и Сирии. В каждой из этих стран продолжаются вооруженные конфликты, ежедневно уносящие сотни жизней. Однако хуже всего ситуация в Сирии — по данным ООН, уже почти 2 млн человек покинули свои дома, половина из них — дети.
Чужая сторона
Основную массу сирийских беженцев приняли соседние с Сирией страны: Ливан, Иордания и Турция. "Под угрозой находятся выживание и благосостояние целого поколения невинных людей", — считает Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш. По его словам, даже после того, как люди покинули Сирию, у них нет ощущения безопасности и надежды на будущее.
История 32-летнего Мохамада Бакри — яркая иллюстрация тяжелого положения, в котором соискатели статуса беженцев из Сирии находятся в Украине. К моменту, когда конфликт между правительственными силами и оппозицией вылился на улицы Дамаска, Мохамад работал в приемной столичной больницы. "Во время одной из демонстраций в 2011 году полиция и военные открыли огонь по людям. Доктора нашей больницы оказали помощь раненым", — говорит Бакри. После этого случая он попал в поле зрения сирийских спецслужб — у Мохамада забрали паспорт и постоянно вызывали на допросы.
"На каждой улице в Дамаске стояли блокпосты военных и полиции, которые проверяли у всех документы. Человек без паспорта попадал под подозрение", — вспоминает Мохамад. Однажды, пока он добирался до работы, его остановили для проверки документов 20 раз. "Мое имя занесли в черный список, и я жил в постоянном страхе ареста", — объясняет сириец свои мотивы покинуть родину. После серии арестов в районе, где он жил, Мохамад решил уехать из Сирии — в конце 2011 года по туристической визе он прибыл в Украину, где подал документы на получение статуса беженца.
На этом злоключения Мохамада не закончились. В 2012 году Государственная миграционная служба (ГМС) Украины отказала ему в предоставлении статуса беженца. На протяжении полутора лет Бакри пытается оспорить в судах отказ украинских чиновников. "Все это время я не имею права работать, да и вообще не имею никаких человеческих прав", — сокрушается собеседник Фокуса. Он старается лишний раз не попадаться на глаза украинской милиции. Единственный документ, которым Мохамад располагает, — справка о том, что он является соискателем статуса беженца, выданная Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Украине.
"Проблема в том, что справка агентства ООН по делам беженцев официальным документом не считается. Если следовать букве закона, это просто бумажка", — рассказывает Максим Буткевич, координатор инициативы "Без границ", защищающей права беженцев. По его словам, в случае проверки документов обладатель такой справки может полагаться только на добрую волю сотрудников милиции.
Официальные справки соискателям статуса беженцев должна выдавать ГМС. Однако иногда у миграционной службы заканчиваются бланки, и приходится ждать новую партию. "Задержки в выдаче справок — достаточно распространенное явление", — отмечает Буткевич. Например, по данным ООН, в 2013 году миграционная служба Одессы не обработала заявления более чем за три месяца из-за нехватки бланков. По словам Раны Курди, она тоже не смогла получить в миграционной службе никакого официального документа. "Уже несколько месяцев чиновник утверждает, что нет бланков, и отсылает меня прочь", — разводит руками сирийка. Ни найти работу, ни устроить ребенка в школу без документов она не сможет.
Странные правила
В 2011 году Государственная миграционная служба Украины была реформирована. Но это мало что изменило в судьбе беженцев. В отчете УВКБ ООН о положении искателей убежища в Украине за июль 2013 года сказано, что получить статус беженца в стране очень трудно, а соискатели социально не защищены. "Страна не может рассматриваться как безопасная. УВКБ ООН призывает страны не возвращать соискателей статуса беженца в Украину", — говорится в документе.
Региональный представитель УВКБ ООН в Беларуси, Молдове и Украине Олдрих Андрисек рассказал Фокусу, что он не знает ни одного случая, когда рассмотрение заявлений о предоставлении статуса беженца совершалось в предусмотренные украинским законом сроки. "В то же время эти люди не могут устроится на работу, не могут легально себя прокормить. И это в ситуации, когда нет никаких пособий, никаких социальных программ, которые бы их защищали", — говорит Андрисек.
Беженцы не могут чувствовать себя в безопасности в Украине. В начале октября 2012 года российский оппозиционер Леонид Развозжаев прибыл в Киев, где попросил политического убежища. Однако вечером 19 октября он был похищен неизвестными и вывезен в Россию. С тех пор оппозиционер содержится под стражей — его обвиняют в организации беспорядков на Болотной площади в Москве.
"Это уже третий случай похищения беженцев на территории Украины. В 2009 году был похищен гражданин Узбекистана, через год — палестинец", — перечисляет Буткевич. По его словам, позже эти люди оказались в тюрьмах — Узбекистана и Израиля. Правозащитник Дмитрий Гройсман, который защищал права беженцев из Сомали, утверждал, что Украина полностью игнорировала бы беженцев, если бы не давление международных организаций.
К слову, от решения вопроса беженцев зависят и европейские перспективы страны. Улучшения положения вынужденных мигрантов требует план действий Евросоюза о либерализации визового режима для Украины. Согласно документу, страна должна привести законы в соответствие с международными стандартами, создать центры приема беженцев и заниматься их интеграцией в общество. Решить проблему переселенцев отечественным чиновникам придется и для подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое запланировано на ноябрь 2013 года.
Виталий Атанасов, Фокус