В поисках себя. Как украинцы воплощают свои детские мечты

Украинцы не боятся "сесть за парту" во взрослом возрасте. Тратя время и силы на занятия балетом, музыкой или рисованием, они доказывают: иногда процесс важнее результата

Кто-то хочет уйти от повседневной рутины, кто-то — приобщиться к профессии, о которой мечтал в детстве. Занятие по душе необходимо человеку независимо от его социального статуса или возраста, чтобы выйти из замкнутого круга привычных дел. Вот четыре истории о том, как люди не ради заработка выходят из зоны повседневной жизни и открывают в себе новые грани.

Ольга Джелебова
25 лет
Работа: директор по коммуникациям
Новое занятие: игра на пианино

Еще в детстве мне нравилось тарабанить по клавишам и сочинять мелодии, но желание научиться играть появилось в 17 лет. Реализовать его я решилась только в этом году. Зимой мы с коллегой были по делам во Львове и зашли в одно из культовых мест — "Дзигу". Недолго думая, коллега сел за рояль и стал играть какую-то джазовую композицию. Тогда мне очень захотелось оказаться на его месте. Мониторинг киевских музыкальных школ приятно удивил: некоторые из них принимают даже таких "пенсионеров", как я. Но я все-таки решила обратиться к репетитору, которого нашла через интернет. Теперь занимаюсь дважды в неделю по часу. Поначалу чувствовала себя как первоклассник, разучивающий букварь. Даже проблемы похожие: знать по отдельности ноты еще не означает уметь складывать их в мелодии. Для взрослых такие проблемы с нотным букварем — большой удар по самооценке. Кроме того, оказалось не так просто синхронизировать действия двух рук. Чтобы справиться со всем этим двух часов в неделю явно недостаточно, поэтому я планирую купить инструмент и заниматься дома. Почему я учусь играть? Во-первых, это красиво. Во-вторых — еще один способ выразить себя, излить накопившиеся эмоции. Правда, мои нынешние навыки ограничивают набор эмоций, которые я способна сыграть. Но, надеюсь, это временно.

Я выросла в маленьком городке на севере России, где не было возможности учиться балету. Но я смотрела его по телевизору и представляла себя балериной. Учиться танцевать решила в 21 год — хотела поддержать спортивную форму. В тренажерном зале и бассейне было скучно, поэтому пошла на современные танцы, где мы делали упражнения у станка — основные движения классической хореографии. Мне это понравилось, и я решила научиться балету по-настоящему, насколько это возможно во взрослом возрасте. Сейчас я занимаюсь в студии "Азбука балета" — это уже третья школа, в которой я учусь на протяжении двух лет. У меня двое маленьких детей, поэтому хожу как получается: от двух до четырех раз в неделю. Балет дает мне уверенность в себе. Я чувствую тело, оно меня слушается, постепенно приобретает более плавные, красивые очертания. А главное — думается о хорошем, а не о проблемах. Из трудностей могу отметить то, что в моем возрасте уже не так просто достигаются результаты. Больше времени нужно на разогрев, иногда не получается добиться чего-то из-за физических возможностей. Ведь для балета нужны специфические данные, которые во взрослом возрасте уже не так просто развить, если их нет от природы. Но положительные изменения и в физической, и в психологической форме очень заметны.

Наверное, способности к рисованию у меня были всегда — я хорошо шью и вышиваю. Но развивать их не было возможности: в последний раз я держала кисточку в руках, сидя за школьной партой. Год назад мне подарили на день рождения сертификат на посещение уроков рисования, так я оказалась в студии Touche. Правда, не сразу, а только через месяц: в моем возрасте сложно начинать что-то новое, к тому же я постоянно думала о том, что не умею рисовать. Но у меня был положительный пример: моя знакомая начала писать картины в 56 лет, а теперь у нее выставки по всему миру. Поначалу я приходила раз в неделю, когда было время. Потом стала чувствовать себя увереннее: обстановка в студии комфортная, людей немного, мы все сдружились. Наш учитель — профессиональный художник с академическим образованием. Но в учебе нет строгости и академичности, преподаватель изучает каждого ученика: кому-то нужна акварель, кому-то — пастель, кому-то нравится писать маслом. Мою первую картину "Венеция" я писала по фотографии, так как никогда не была там, но очень хочу побывать. Рисование — огромное удовольствие и чувство гармонии с собой. Мне нравится открывать в себе неожиданные грани, уходить от повседневности. Я всю жизнь проработала в технической сфере, поэтому для меня важно получить возможность выражать свои эмоции.

Возраст — не помеха в освоении чего-то нового, это я знаю из собственного опыта. Например, в 14 лет мне захотелось нау­читься играть на скрипке. Тогда детей такого возраста в государственные музы­кальные школы не принимали, но я уговорила преподавателя. "Скрипку" закончила с отличием за 3,5 года вместо семи. Параллельно училась играть на саксофоне: окончила за два года вместо пяти. Сейчас помимо работы я увлекаюсь многим: музыкой, историей, литературой, медициной и, конечно, биологией. Эта уникальная наука мне нравилась с дет­ства: каждый рассуждает о жизни, но мало кто знает, что это такое. Я поступила в университет имени Драгоманова на факультет биологии и психологии. Учеба отнимает много времени и сил, но я не планирую работать в этой сфере — биология просто помогает мне познавать себя и окружающий мир. Она тесто связана с практикой, с опытами и лабораторными работами. Например, мы рассматривали в микроскоп микроорганизмы, учились сами готовить микропрепараты. Интересно видеть то, чего никогда не увидишь невооруженным глазом. А еще мы проходили практику в лесу и на опытной станции — пришлось купить микроскоп, пробирки, колбочки. Это очень помогает мне в повседневной жизни: я узнаю, как работает мой организм, как правильно ухаживать за растениями и животными, почему что-то происходит так, а не иначе.

Ирина Гамалий, Фокус