Без попа: могут ли новые исполнители собрать полный зал и продать тысячи пластинок
Фокус выяснил, кто кроме «ВВ», «Океана Эльзы» и «ТНМК» сегодня способен стать хедлайнером фестиваля, собрать полный зал на сольном концерте и продать тысячи экземпляров нового диска
В США и Великобритании нет такого института, как министерство культуры. Коммерческой частью культуры и шоу-бизнеса занимаются министерства экономики и торговли. У нас о каких-либо прибылях могут говорить лишь единицы, а проблему отсутствия самобытных и талантливых исполнителей призвано решать Министерство культуры.
Не бизнес
Речь пойдет не о шоу-бизнесе. В противном случае все опять сведется к десятку гламурных исполнителей, чьи продюсеры будут жаловаться на затраты по раскрутке и изматывающий график корпоративов. За попытками обобщенно подойти к теме популярной музыки без внимания остается целый культурный пласт, на котором эта самая культура держится. Потому что, как бы того ни хотел глянец, "поющие трусы", ротация клипов и песни под сурдинку всегда будут лишь сопутствующим товаром.
Еще 5 лет назад 50% реализованной у нас музыкальной продукции принадлежало российским исполнителям, 30% – зарубежным и только 20 отечественным. Сейчас, после квот, введенных государством на радио и ТВ, доля зарубежной музыки выросла до 50%, а доля российской поп-музыки упала до 30. При этом наши исполнители по-прежнему занимают всего 20% рынка. Особую роль играет интернет: с каждым годом доля скачанной музыки в формате MP3 возрастает.
О пиратстве, в котором долго обвиняли нашу страну, речь уже не идет: большинство исполнителей сознательно выкладывают свои песни в сеть. "Каждый раз, записывая очередной альбом, мы сталкиваемся с одним и тем же, – жалуется Антон Слепаков, солист группы "И друг мой грузовик". – Нам все время говорят, что мы отличные музыканты, что мы прекрасно звучим и отменно записаны, но у нас слишком сложная музыка, что у нас нет хитов и мы не вписываемся в рамки музыкального сообщества". По примеру британцев Radiohead, днепропетровцы выложили свой новый альбом в интернет.
В таких условиях единственным средством заработка становится концертная деятельность (преимущественно клубная), а выступление на фестивалях – единственным способом продемонстрировать свое мастерство нескольким тысячам слушателей.
Альтернатива
В 90-х годах в противостоянии попсы и рок-музыки соотношение сил изменилось. Рок окончательно дискредитировал идеалы 60-х и выродился. Ему на смену пришла так называемая альтернатива. Поэтому весь ворох незаклишированной, непричесанной продюсерами и не загнанной в стойла украинской музыки можно смело назвать альтернативой.
Любой альтернативной группе затруднительно дать жанровое определение. Среди них есть как тяжелые (например, львовская "Анна"), так и танцевальные, клубные (например, столичный "Бумбокс"). Большинство наших исполнителей широко используют этнические мотивы. С одной стороны, "ВВ", "Гайдамаки", "Мандры", "ТіК", в музыке которых фольклор украшает традиционную рокерскую подачу. Баян или аккордеон, ритмика полечки, ироничная или душевная лирика. С другой – "Даха Браха", которая в оригинальной манере декларативно исполняет украинскую народную музыку.
Гораздо проще классифицировать их по языковому признаку. Кроме украиноязычных и надеющихся на международный прорыв англоязычных исполнителей, у нас много русскоязычных коллективов в подавляющем большинстве из восточных областей страны. В четвертую категорию можно выделить инструментальные группы, "птичьи" (где текст не играет никакой роли, а голос – только один из инструментов) и этнические (или псевдоэтнические, как кому удобно). К последним можно смело отнести Катю Chilly.
Заграница нам поможет
Нет пророка в своем отечестве. Местные меломаны давно трансформировали это изречение в "Нет рока в своем отечестве". Так уж исторически сложилось, что многие наши коллективы с энтузиазмом выступают в России, главным образом в Москве и Питере. И что характерно, добиваются там признания. "Океан Эльзы", "ВВ" и некоторые другие наши звезды красовались на обложках глянцевых российских журналов. Только отраженные от соседской стенки, украинские группы приобретают необходимое для существования уважение и авторитет у местного слушателя. "Ваши группы находятся вне российского мейнстрима, – сказал Фокусу питерский журналист, менеджер компании "Му-Ви" Игорь Золошев. – Нам совершенно безразлично, что они поют на другом языке и используют в музыке экзотические мелодии, главное, они обладают необходимой специфичностью, уникальностью".
Фокус
Группа | Название | |
1. | Esthetic Education | |
2. | НеГрузовики | |
3. | ДахаБраха | |
4. | Перкалаба | |
5. | Бумбокс | |
6. | Крихітка Цахес | |
7. | Тік | |
8. | Димна Суміш | |
9. | Fleur | |
10. | Мёртвые груши |