Индпошив: обеспеченные украинцы направляются за модными обновками в ателье

Украинцы все чаще направляются за обновками не в магазины, а в ателье индпошива

Интерес к брендам, скомпрометировавшим себя явным тяготением к юго-восточным производительным силам, начал угасать. Растет внимание к индивидуальному пошиву: работа пусть малоизвестного мастера, но обшивающего и коллег, и начальника, и кого-то, кто иногда промелькнет в телевизоре, становится престижнее марок, изменивших былой оригинальности.

Если во времена СССР пошив юбки-карандаша или простых брюк стоил где-то 10 рублей, то сейчас в некоторых столичных ателье цена такого изделия нередко достигает 1500 гривен, и это далеко не предел.

Дыра в середине
Дизайнер ателье Dominanta Анастасия Салова отмечает, что заказчиками одежды чаще всего становятся обеспеченные молодые женщины, бизнесмены и политики. Словом, люди с доходом выше среднего, для которых презентабельный внешний вид весьма важен. И именно на них сейчас ориентируется отрасль.

– Брендовые вещи первой линии очень дорогие, и не все даже хорошо обеспеченные люди могут себе позволить составить из них весь гардероб, – говорит Анастасия. – Целесообразнее просто дошить в ателье комплекты к уже имеющемуся.

По словам дизайнера, если заказчику шьют аналог одежды премиум-класса, то даже при покупке ткани по цене $500 за метр и стоимости пошива в $1–2 тыс. клиент хорошо экономит. Но на заказе одежды уровня второй линии и ниже сэкономить невозможно. Зато тут срабатывает мотив индивидуальности.

Индивидуальный пошив приспособился к потребностям занятых деловых людей: дизайнер из ателье приезжает к ним на примерки в любое удобное место. Практически все встречи с портным занятый в строительном бизнесе Виталий Финчук проводит без отрыва от офиса. В данном случае в выборе индпошива главную роль сыграла именно возможность не тратить время на походы по магазинам. Лиза Тсо из группы "Крем"L" предпочла заказать норковую шубу в ателье. Заплатить при этом удалось меньше, чем было бы при покупке шубы в магазине. Певица уверена, что дорогостоящая вещь будет идеально сшита по ее чуть ли не детской фигурке 34-го размера.

А вот на простой одежде, если заказывать ее у портного, не сэкономишь. Самая незатейливая юбка или брюки в ателье обойдутся не дешевле 90–120 грн. А на магазинных распродажах такие вещи можно купить дешевле.

– С тех пор как лет 10 назад страну запрудили дешевые товары из Польши и Турции, начался спад заказов на пошив недорогих вещей, – рассказывает Валентина Мкртчян, заведующая производством Дома быта "Столичный" (здешнее ателье считается самым старым в Киеве. – Фокус). – Но есть круг людей, которые все равно всегда заказывают индпошив: это их маленькая слабость, для них это дело чести.

Хоть пошить здесь мужской костюм-двойку стоит всего от 800–900 грн., основная статья доходов этого ателье – ремонт одежды. Видя последние тенден-ции, Валентина Мкртчян согласна с тем, что в дальнейшем сфера индпошива будет развиваться по европейскому принципу: одежду на заказ смогут позволить себе в основном люди состоятельные.

Что же касается мастерских среднего класса, то с ними, по мнению руководителя ателье "Платье" Ольги Геращенко, в столице дела обстоят сложно:

– Есть много дорогих дизайнерских ателье, есть совковый остаток, какие-то мастерские районного уровня. При этом спрос на не особо дорогой, но качественный пошив есть, а предложения нет. А редкие ателье, подходящие для среднего класса, находятся на окраине города.

Сапожник портной
Не стоит забывать, что в индивидуальном пошиве иногда срабатывает не свойственный серийному производству человеческий фактор. Закройщик случайно может сделать юбку короче ожидаемого, портной может забыть пришить второй карман на брюки, в которых клиент планирует отправиться на торжество в день получения заказа.

К примеру, другая участница группы "Крем"L", Мария Косенко, относится к индивидуальному пошиву скептически:

– Я шила себе одежду несколько раз, – говорит она, – и на дому у хорошей швеи, и в ателье. И никогда не была довольна. Наверное, это потому, что я изначально четко представляла, чего хочу, а в результате получала что-то совсем непохожее. Когда я начала петь в группе, нам шили концертные костюмы на заказ,

и они меня устраивали. Поскольку работа обязывает ходить на светские мероприятия и вечеринки, вопрос об индивидуальном пошиве снова стал для меня актуальным. Особенно после того, как я сама несколько раз видела людей с одинаковыми элементами гардероба известных брендов. Если и заказывать где-нибудь, то только по совету людей, чьи вещи из ателье я видела лично.

Анастасия Салова советует приходить к портному с вырезками из журналов, на которых показана вещь, похожая на ту, что хочет получить заказчик. И приносить с собой то из своего гардероба, что идеально сидит. Это сведет к минимуму возможность неудачного пошива.

– Я приметил в журнале свадебный костюм, но в магазине не смог найти похожий нужного размера, – рассказывает владелец пригородного ресторана Николай Бондаренко. – Поэтому захватил этот журнал и пошел в ателье. Правда, в результате дизайнеры убедили, что я должен выглядеть неповторимо, и изменили модель. Но получилось в том стиле, что я хотел.

Большим и разным
Заказать в ателье сейчас можно и кошачьи домики, и собачью одежду. Изрядно расширился и спектр "человечьих" услуг.

– За деньги клиента – любой каприз, – заявляет совладелица мужского ателье Smoking Анна Попова. – Для заказчика мы можем сами закупить все материалы, согласовывая покупки по телефону, подобрать к костюму галстук, рубашку, аксессуары.

Дизайнер украшений Елена Лондон считает работу с аксессуарами достаточно перспективной:
– Их изготовление на заказ еще не стало настоящим бизнесом, – говорит она. – Мои, к примеру, стоят от 160 грн., но со временем это будет очень популярно, уже сейчас многие хотят, чтобы у них было все, вплоть до запонок, индивидуально.

– Как-то раз одна девушка заказала нам колготки из резиновой ткани со срезанными пальцами. Когда они были готовы, в них фотографировались чуть ли не все наши посетители, – смеется Анна Попова.

Она говорит, что портных не удивляют самые изощренные требования. Например, когда молодой человек заказывает жаккардовый пиджак и брюки с лампасами из заклепок.

– Видевшие эту работу не могли поверить, что это для мужчины, но мы часто сталкиваемся со столь креативным подходом к одежде, – рассказывает Анна.

Она вспоминает клиента, заказавшего срочный пошив костюма и по телефону предупредившего о своих крупных габаритах. Портные оценили предстоящий объем работы, когда на пороге появился человек с талией в 170 см и ростом под два метра.