Дважды два - пять. Как Россия ведет информационную войну против Украины

"Рупор" российской пропаганды Дмитрий Кисилев / УНИАН
"Рупор" российской пропаганды Дмитрий Кисилев / УНИАН

Специалисты в области информационных войн объяснили Фокусу, что нужно сделать, чтобы посеять вражду между народами, и как противостоять информационной агрессии

Related video

"Неужели кто-то верит этому?!", - удивляемся мы, узнав об очередной страшилке российского телевидения о распятых мальчиках. Вскоре убеждаемся – верят. Если государство хочет убедить своих граждан в том, что жители соседней страны – враги, сделать это нетрудно, даже если там живут нимбоносцы.

Специалисты в области информационных войн, что называется, "на кошечках" объяснили Фокусу, что нужно сделать, чтобы посеять вражду между народами, и как противостоять информационной агрессии.

Для простоты мы взяли отвлеченную вводную. Жили-были два народа – лысые и волосатые. Когда-то они мирно сосуществовали, имели общую историю и культуру. Затем разошлись: волосатые облюбовали для жизни северные территории, где не так жарко, лысые построили государство на юге. Время шло, оба народа никогда не конфликтовали, разве что на бытовом уровне подтрунивали друг над другом. Пока правители волосатых не решили "вылепить" из соседей образ врага.

Начинать нужно с поиска отличий между народами. Они могут строиться на разных интересах или ценностях нации. Причем экономические интересы соседей вряд ли смогут вызвать такую ненависть к ним, чтобы люди захотели взять оружие в руки. "Войны из-за интересов не ведут. Эмбарго накладывают, санкции, но люди всегда воюют за ценности, - говорит политолог Евгений Волченко. - Считается, что религиозные ценности – самые важные. Другие фундаментальные ценности – свобода, честь, родная земля".

Необходимо всячески выпячивать уникальность и особый путь своего народа. Например, волосатые – народ с древнейшей историей, есть даже версия, что не признающие стрижку сикхи когда-то переселились в Индостан с их земель. Лысые – люди без роду и племени, они завидуют соседям, потому что те духовнее, добрее, чтят наследие предков, красивее, в конце концов.

Необходимо вызвать у своих граждан агрессию. Для этого пропагандисты должны сформировать мифы: лысые глуповаты и изворотливы, они извращенцы и садисты, плетут интриги, угрожают традиционным ценностям. "Агрессия – это производная эмоция от чувства страха. Следовательно, нужно планомерно сеять страх. И не важно, в каком виде. Это могут быть геи, которые будут учить наших детей гомосексуальному опыту с детского сада. Или марсиане, которые будут попирать нашу веру", - говорит эксперт по информационно-аналитической деятельности Дмитрий Золотухин.

Важно использовать хлесткие определения. Поможет технология, которая называется "меметическое оружие". На примере недавних событий Золотухин напоминает, что сначала говорили о "гейропе", потом о "майдаунах", "хунте", "укропах", "фашистах" и наконец - "карателях". Эти уничижительные ярлыки должны укоренить в головах обывателей ненависть к соседу. "То же самое касается и "даунбаса", и "ватников". Мы сами "ведемся" на эту игру и множим ненависть, с которой надо бороться", - подчеркивает Дмитрий.

Внедрить нужные тезисы в сознание обывателя помогут СМИ. Главную роль играет телевидение. В качественных СМИ новости отделены от мнений, но можно создать видимость того, что этот стандарт выполняется, выпуская множество "публицистических" передач, где уже не стесняться в оценках. Впрочем, и новости можно подавать тенденциозно, выбирая из информационного потока те сообщения, которые дискредитируют противника. "Отличия между народами проще всего объяснить, показывая, что соседи – нелюди: они и ребенка могут распять, и над женщинами глумиться", - приводит пример Волченко. "Пламя страха должно разгораться все больше, - согласен Золотухин. - В него нужно постоянно подливать бензин. Мало понимать, что в Европе живут страшные геи. Нужно чтобы некая Ирина Бергсет заявила, что норвежские родственники ее бывшего мужа сексуально домогались ее пятилетнего сына. Мало сказать, что украинцы – фашисты и каратели. Необходимо, чтобы какая-то женщина рассказала, что они распяли трехлетнего мальчика".

Когда СМИ начинают "дорисовывать" реальность, сопротивляться можно с помощью проектов вроде StopFake, говорит Волченко. Их нужно запускать не только в интернете, но и на телевидении. Необходимо работать и с иностранными журналистами, крайне важно, как на конфликт посмотрит мир, и кому он будет симпатизировать.

Нужно создать "армию" в интернете, нанять людей, каждый из которых сможет вести несколько фальшивых аккаунтов в соцсетях. "Там методы более интерактивные, инициируется общение, имитируются мнения, дискуссии. Человек видит одну и ту же информацию, которая поступает с разных сторон, она идет вроде как от знакомых – друзей друзей", - говорит Евгений Волченко. Вычислить так называемого "бота" обычно несложно, признаки фейкового аккаунта типичны. Пользователь много месяцев молчал, но теперь развил активность, раньше его интересовали лишь котики (девушки, тесты и т.д.), теперь политика, аккаунт зарегистрирован где-нибудь в Бангладеш, при этом человек пишет только о вашей стране.

Отличный инструмент воздействия – слухи. "Информация должна быть по возможности ожидаемой. Слух-разоблачение великолепно работает: "У него золотые унитазы" - и не важно, были они или нет, - подчеркивает Волченко. - Слухам тяжело противодействовать, но стоит учитывать, что они работают там, где нет достоверной информации".

Важна системность. "Метод воздействия крайне примитивный: принимайте фразу "Карфаген должен быть разрушен" десять раз в день и один раз в неделю смотрите Киселева – и вас успешно вылечат от остатков здравого смысла", - говорит Дмитрий Золотухин. Он отмечает, что исключения, конечно, будут. Трудно убедить тех, кто знаком с манипулятивными технологиями, тяжело переформатировать людей, ощущающих более сильные эмоции, чем страх. Например, любовь. "Я знаю семьи, в которых родители не разговаривают с детьми, потому что последние якобы "продались бандерам", - отмечает Дмитрий Золотухин. - И, тем не менее, есть семейные узы, есть любовь, которая сильнее пропаганды. Как вы, к примеру, представляете себе отречение матери от сына? Именно поэтому, как бы это банально ни звучало – "все, что нам нужно – это любовь".

"У людей, которые мыслят критически, внедрение штампов потребует довольно длительного времени и более изощренных методов. У тех, кто смотрит "Дом-2", сказанное Киселевым вызывает "привыкание" уже на следующий день. Но, так или иначе, ломаются почти все, кто не воспитывал в себе нонконформизм длительное время (как, например, Валерия Новодворская), - говорит Золотухин. - Наверное, у каждого есть свой порог критичности мышления. И будьте уверены, что свой личный мы всегда сильно переоцениваем".

Алексей Батурин