Как Александра Коваль оберегает книгоиздательское дело в Украине
Пятьдесят тысяч посетителей. Десятки тысяч книг. Сотни писателей – все это ежегодный Форум издателей. Место встречи, которое изменить нельзя уже 21 год. И над всем этим пламенный мотор Александры Коваль
Поэт и переводчик Андрий Бондар называет книжный форум во Львове "государством в государстве, параллельным министерством культуры". Стало быть, человек придумавший и делающий его – неофициальный министр книги Украины.
Не писатель, не критик, не редактор. И, тем не менее, именно пани Леся смогла отобрать у Киева звание книжной столицы страны. Все попытки конкурентов – "Медвин", "Украинский дом", "Мистецький Арсенал" - пока только приближение к масштабам львовской ярмарки и уж точно не та аура.
Александра Коваль – президент общественной организации. И одновременно бизнесвумен, длякоторой ее дело – не способ обогатиться, а, скорее, надежда иметь возможность дожить до следующего сентября, до следующего форума. Успешно заниматься таким делом в стране, которая читает катастрофически мало – оксюморон. Есть такое понятие вторичная неграмотность – это о нас. Польша, население которой на десять миллионов меньше, читает в разы больше. Форум издателей - бледная копия, к примеру, Лейпцигской книжной ярмарки. Пара цифр: 237 тыс. посетителей, 2,2 тыс. издательств из 43 стран, 410 локаций. Сравните со Львовом. Увы.
Фокус представляет спецпроект "Свет нации". Мы расскажем о современниках, которые действовали и добивались успеха наперекор всему: времени, обстоятельствам, общепринятым представлениям о том, что возможно. Ученые, художник, музыкант, издатель, военный. Поляки, русские, крымский татарин, индеец чероки. Однажды эти люди идентифицировали себя украинцами, поэтому жили и работали ради своей страны — Украины. В каждом номере мы будем рассказывать об одном из тех, кого мы называем светом нации.
Издатель Александр Красовицкий считает, что Коваль - человек одновременно упрямый, умеющий преодолевать сопротивление среды человек, и достаточно гибкий, чтобы гасить многочисленные конфликты, возникающие накануне и в дни форума.
Первый форум и ящик шампанского
Хроническая бедность книжной сферы идет из начала 1990-х. Еще вчера "самая читающая в мире страна", в один момент забыла об этом. Склады ломились. Читатель забыл дорогу в книжный, деньги обесценились. Именно тогда вчерашний инженер Леся Коваль делала первые шаги в книжном бизнесе.
Ее первое воспоминание о 1990-х – отчаяние. Куда девать книги? "Я стучала во все двери, мне подсказали адрес Международного фонда "Відродження" и тогдашний его председатель Богдан Кравченко посоветовал собрать на совещание или конференцию всех, кто был в аналогичной ситуации". По приглашению Коваль приехали и двое польских коллег, переживших приватизацию и уже имевших опыт успешного привлечения инвестиций. Плюс в Польше книга уже тогда, двадцать лет назад, была освобождена от НДС и украинцам был полезен их опыт.
Одной из причин упадка книгоиздания – сильное лобби тех, кто считал, что книга не должна иметь привилегий и льгот по сравнению с любой другой продукцией, водкой или сигаретами. Коваль вспоминает в этой связи экс-министра Виктора Пинзеника. Ругает себя, что мало ходила по кабинетам, мало доказывала ненормальность ситуации. Льготы появились позднее, но к тому времени российская продукция полностью захватила рынок. А следовательно – и мозги украинцев.
Первый форум готовили вместе с Ассоциацией издателей, которой тогда руководил писатель и философ Юрий Прылюк. Он не только организовал и привез во Львов киевских предпринимателей, но и ящик шампанского. Невиданная роскошь для тех кризисных времен. Денег на отели не было – помог фонд Сороса.
Все против всех
"Если уже второй раз на нашей памяти, первый раз в 2004-м, и теперь после Майдана-2014 мы говорим громко, что "стали другими" - давайте действительно становиться другими, выходить из тени, показывать реальное положение дел. Мы же не владеем реальной статистикой книжного рынка" - говорит пани Леся.
Сегодня никто не знает реальных тиражей. Все не верят всем. Авторы подозревают издателей, издатели – печатников, те – государство, обдирающее бизнес как липку. Это полный сюр, но Госкомстат не знает, сколько книг выпускается в стране. Фиксирует "полиграфическую бумажно-беловую продукцию". Иначе говоря, для нашей европейской, без пяти минут, державы нет разницы, что выпускается – том Шевченко, Жадана, Андруховича или пачка чистой бумаги, листовка, календарь или конверт без марки. "Им", тем, кто наверху, все равно – будет читать страна книги или гороскопы… Кстати, импорт книг из России учитывается в… тоннах. Грузите Проханова и Дугина бочками, так сказать, тчк. Это к вопросу: бедные мы или дурные.
С другой стороны, вроде и не дураки. Книжки любим. Коваль удивляется: к примеру, в прошлом году самая читающая часть украинского народа украла ровно половину книг, представленных на стенде победителей традиционного книжного конкурса в рамках Форума издателей.
Можно вспомнить и хорошее. Январь 2014-го. Как только активисты "Свободы" и других партий захватили Полтавскую облгосадминистрацию – тут же появилась импровизированная библиотечка. На киевском Майдане – аналогично, библиотека была в Украинском доме, стопки зачитанных книжек – во многих палатках. И в зоне АТО, как рассказывают волонтеры, тоже – на блокпостах почти наверняка можно найти, как правило, "патриотическую" книжку, заботливо вложенную в груз гуманитарки для наших воинов.
Базар и мотор
Коваль и ее коллега из Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин пытаются влиять на тех, кто принимает решения. Тщетно. Симуляция бурной деятельности была при всех президентах, при всех премьерах. Стратегических решений не принимают. Тактические победы приходится выбивать с боями.
В бюджете этого года денег на популяризацию чтения, на переводы лучшей мировой литературы, а это идея фикс Александры Коваль, не было заложено денег. В бюджете следующего, можно с высокой долей вероятности предположить – тоже. "Попередникам" было все равно. Нынешним, продвинутым и патриотичным, вроде, нет. Но результат прежний. Теперь сошлются на войну. Она все спишет.
Между намерениями Александры Андреевны и большинства тех, кого она пыталась вытащить с базара в рынок, была "дистанция огромного размера". Начитанных и интеллигентных книжников, как оказалось, не интересовали разговоры о построении гражданского общества, их целью была торговля – сейчас и всегда. Немедленная выгода, пусть мелочная, вместо изменения правил игры.
В сердцах Коваль сказала: "Если бы я понимала, что буду все эти годы "розбудовувати" базар, то, скорее всего, не делала бы этого в принципе". Но колесо времени назад не вернешь. Семь лет, до 2001 года шли к тому, чтобы Форум издателей вышел в ноль. И только потому, что никто из организаторов не получал никаких зарплат. Занимаясь книгоизданием под шапкой "Издательского союза "Просвіта" делали ярмарку фактически на общественных началах. Вся команда тогда – 4 человека плюс бухгалтер на полставки.
Форум 2014 года – это уже двенадцать человек плюс волонтеры. Дефицит бюджета, как минимум 800 тыс. гривен. Но никто не жалуется. Издателям еще хуже. Типографии берут предоплату, магазины рассчитываются только по факту реализации. Возврат денег – через полгода... И надо быть финансовым гением, чтобы выбраться из этих "ножниц".
Без принятия на государственном уровне решений – проблемы отрасли не решить. Начать, по мнению Коваль, следовало бы с комплексной программы поддержки и развитиячтения и создание для этойцели Института книги. Готова эту институцию возглавить и доказать эффективность внедрения программы. Держава, почему бы не попробовать?
А пока – порочный круг. Базар вместо рынка. И над всем этим пламенный мотор Леси Коваль. Как и ее великая тезка – "без надії сподівається".
Восемь вопросов Александре Коваль
Вы по образованию инженер-механик, во время перестройки – участница кооперативного движения. Как это вышло?
- Во многом случайно. Я работала в научно-исследовательском секторе Львовского лесотехнического института, который перед тем закончила. И как-то у нас появился новый сотрудник, который "бредил" дирижаблями и вообще воздухоплаванием. И меня тоже этим заразил. Тем временем появились кооперативы и мыучредили один из первых, если не ошибаюсь. Мы не шили сумочки илиперчатки, а делали… аэростаты. А лично я занималась тем, чтосейчасназывают маркетингом. Правда, тогда слова такого мы не знали.
В первых частных предприятиях можно было заработать немалые деньги. Ваш начальный капитал оттуда?
- С этим не сложилось. Это была в большей степени погоня за мечтой, чем зарабатывание денег. Вспоминаюкак трудно было найти для наших аэростатов специальную ткань похожую на парусину. Она была только у военных. В конце концов мой коллега-организатор Игорь Пастернак уехал в Соединенные Штаты и там продолжил заниматься этим бизнесом. Причем он оставил название наше, львовское – "Аэрос". Сейчас, насколько я знаю, он стал одним из ключевых игроков на мировом рынке дирижаблей. Его мечта сбылась. К сожалению, я не поддерживаю с ним отношения уже много лет. Но Игорю благодарна – если бы не его идеи, я бы могла до сих пор сидеть у себя в институте(смеется).
Дальше вы решили создать свое дело?
- В конце 1988 года или начале 1989-го ушла из кооператива и устроилась на работу в Фонд культуры. Я и тогда не очень понимала, чем эта организация занимается, и сейчас даже не вспомню, почему меня туда позвали. Думаю, потому, что у меня было много знакомых художников. Это вскоре очень помогло. Приближалась Пасха и кому-то пришла в голову идея выпустить праздничные открытки. По тем временам – чистая крамола. До тех пор, по крайней мере легально, их не выпускали. Заработали мы прекрасно. Одна открытка стоила немало, 2 рубля, и их было продано примерно 50 тысяч штук.
Вскоре я родила дочку Софию и моя работа в фонде сама собой прекратилась. Не знала, чем заняться, и тогда по совету знакомого остановилась на издательской деятельности. Видимо, успех с открыткамипоказалсядостаточнымоснованием для такого предложения.
Так в 1990-м возникло издательство "Феникс". Кто-то из учредителей имел связи в комсомоле. Это было очень важно. Главной проблемой тогдашнего книгоиздания была бумага - ее достать было просто нереально. Другим дефицитом были компьютеры. И все типографии, до тех пор работавшие на линотипах, мечтали их иметь. Через какие-то комсомольские связи мы достали пять компьютеров и выменяли их у харьковской типографии, которая тогда носила имя Фрунзе, на огромное по тем временам богатства – два рулона бумаги.
Какая книга стала первенцем вашего издательства?
- Сначала задумали издать репринтную "Історію України-Русі" Михаила Грушевского. Но что-то нам помешало. И тогда мы напечатали "Історію України" для детей, автором которой был Антон Лотоцкий. Это был супербестселлер! Было несколько тиражей. И каждый из них был от ста тысяч. Продавалась книга за неделю-две, после чего мы печатали еще. Типография, к слову, потом допечатывала издание еще много лет. Уже без нас.
Как удавалось успешно продаватьэту книгу? Издатели и сейчас жалуются, что опубликовать легче, чем продать.
В то время еще формально существовала государственная система книгопродажи. Но уже тогда она была нежизнеспособной. И тогда львовская областная "Просвіта" предложила распространять книги через членов общества. В итоге, все получилось как нельзялучше, и вскоре руководители этой организации предложили мне работу. Идея была в том, чтобы не продавать книги других издательств, а выпускать свои. Я немного ностальгирую по тем временам, нам тогда удалось создать систему, которая и сегодня актуальна – от человека к человеку, через горизонтальные связи.
Тогда "Просвіта" насчитывала баснословное количество членов, работавших на энтузиазме, и мне удивительно, как можно было растерять их очень быстро, потеряв возможность влиять на общество. Мы и сейчас видим – не так сложно объединиться, люди легко собираются ради доброго дела.
Как появилась идея Форума издателей?
- В один прекрасный момент очередное руководство общества посчитало, что я не нужна. Шел 1994 год. Как возникла идея форума? Склады были забиты книгами, которые выпускались, но некому и тогда уже негде было продавать. Сердце кровью обливалось. Тогда была гиперинфляция и нынешние кризисы – это просто ничто по сравнению с тем, чтомы пережили тогда.
Только представьте себе – книга, выходящая из типографии, стоила в десять раз дешевле, чем бумага, на которой ее печатали. И, как всегда в такие времена, становится не до книг, все думают о выживании, о пустых полках.
Как вам удалось собрать "игроков рынка" на первый книжный форум?
Тогда в Киеве была динственная книжная ярмарка, где-то на Левом берегу. Я познакомилась со всеми 26-ю тогдашними государственными издательствами. Было еще объединение "Укркнига", был "Укоопсоюз", занимавшийся распространением книг в сельской местности. Вскоре почти все они перестали существовать.
Началом концасистемы стало разрешение приватизировать помещения. Чуть ли не в один момент две трети книжных магазинов перестали существовать, превратившись в "бутики". Это меня до сих пор мучает, насколько легко люди, проработавшие в этой систем емного лет, расстались со своим "книжным" прошлым. Для меня это непонятый феномен. Как и другой – почему в 1992-м мы продавали сотни тысяч книг, а в 1994-м – ничего. Может это была инерция, мода, а не потребность?
Первый форум издателей прошел в сентябре 1994-го в Национальном музее им. Андрея Шептицкого. Форум – потому что главным было не продать книги, а собрать издателей, чтобы обсудить как жить дальше. Откликнулись 47 издательств и книготорговых фирм.
Директор музея Василь Откович сразу согласился, музей только недавно переехал в это здание, и ему хотелось его чем-то наполнить. Но он был в шоке от количества стендов и людей. Волновался, чтобы не поцарапали паркет, чтобы ничего не исчезло… Я тоже переживала, не передать. На стенах висели иконы, картины, произведения искусства, а тут стихия, масса людей с улицы. Но все обошлось. Мы и второй форум там провели. И уже тогда было очевидно, что очередная ярмарка там не поместится.
Форум издателей стал основой, на который мы нанизали другие проекты –Всеукраинский конкурс детского чтения с ежегодным количством участников около 80 тысяч - с 2002 года, фестиваль детского чтения "Книгомания" - с 2005 года, международный литературный фестиваль - с 2006-го, Львовский библиотечный форум - с 2010 года, благотвортельную акцию поддержки чтения пожилых людей - с 2012-го.
А есть ли издательства, которые с вами все эти годы, принимавшие участие в форумах от первого до недавнего, 21-го?
- Да, конечно. "Мистецтво", "Наукова думка", "Знання". Из частных – "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА", "Фолио". Те, кто с нами все эти годы, получили "вечные" скидки на 20%.