Назад в СССР. Почему американский фильм "Ребенок 44" запретили в России
Голливудский триллер "Ребенок 44" стал жертвой идеологической зачистки истории, считают западные СМИ
Скандал с запретом в российском прокате нового фильма Дэниэла Эспинозы "Ребенок 44" набирает обороты. Картина оказалась в центре внимания крупнейших мировых СМИ. Сегодня пишут о ней даже те, кто прежде не уделял особого внимания кино. И дело тут не в захватывающей истории охоты на серийного убийцу, орудовавшего в СССР сталинских времен, а в обосновании запрета выхода "Ребенка 44" на российские экраны. По версии минкульта РФ, фильм, снятый по одноименному бестселлеру Тома Роба Смита, содержит оскорбительные искажения исторической правды. Вопрос о том, какие именно искажения усмотрели в этой ленте российские чиновники и чем на самом деле объясняется запрет, стал одной из самых обсуждаемых медийных тем последних дней.
The Guardian, Шон Вокер
"Министерство культуры утверждает, что решение об отказе от показа фильма было вынесено дистрибьютором, однако эксперты заявили, что такой шаг был вызван тем, что картину сочли "идеологически неправильной". В заявлении министерства нет примеров того, что именно классифицировано как искажения исторической правды… Джонни О'Рейли, ирландский режиссер, снявший в российской столице фильм Moscow Never Sleeps, говорит, что до сих пор в российском киномире господствовала самоцензура, осуществляемая производителями и дистрибьюторами. Они знают, что максимальные бюджеты можно получить на "фильмы о войне, прославляющие подвиги", и знают, что нужно избегать критики Русской православной церкви или Путина.
Правила таковы, что государственное финансирование идет на патриотические фильмы, но открытое применение цензуры, по мнению О'Рейли, скорее исключение. "Министерство культуры, похоже, находится в тисках иррационального страха перед чем-то, противоречащим благостным, одобрительным рассказам о России. Однако в самой России снимается много фильмов, бросающих вызов этим официальным историям", — говорит режиссер".
Washington Post, Михаэль Бернбаум
"Россия в последние годы упорно трудилась над тем, чтобы переписать свою бурную историю. В этом году работа ведется как никогда активно, что связано с недавним присоединением Крымского полуострова, принадлежавшего Украине. Усилия были сосредоточены на восстановлении репутации Сталина. Его теперь изображают как "строителя" русского народа и архитектора победы над нацистами, а вовсе не как человека, обрекшего на гибель миллионы своих соотечественников. Единственный музей, созданный в трудовом лагере сталинской эпохи, перешел под управление государства весной этого года. Изменилась направленность экспонатов. Теперь жизнь заключенных больше не находится в центре внимания. Судя по результатам российских опросов общественного мнения, популярность Сталина растет".
Deadline, Али Джафар, Анита Буш
"Компания Central Film Partnership — дистрибьютор фильма в России, все еще надеется вывести картину на российские экраны. Запуск имеет смысл только при условии полной отмены ограничений и открытия доступа ко всем важным для проката территориям. Они даже готовы отредактировать фильм и запустить его в новой версии. Сколько еще проблем может быть у дистрибьюторских структур Lionsgate в этой стране?"
BBC news monitoring
"Один из российских кинопродюсеров отметил, что отказ от проката фильма "Ребенок 44" на российских экраны повредит киноиндустрии страны. "Картины, в которых советские и русские герои были представлены не в лучшем свете, снимали и раньше, но ничего подобного не происходило", — сказал Александр Роднянский в интервью РБК. — Теперь все, что связано с историей, должно четко укладываться в рамки, установленные министерством культуры".