Ученья цвет. Тройка лучших лицеев Украины
Руководители лицеев-лидеров об учениках, учителях, школьной программе и о том, чему должна учить школа
В рейтинге Фокуса есть три учебных заведения, которые вошли и в топ-10 лучших по результатам внешнего независимого оценивания, и в число самых результативных по количеству победителей всеукраинских олимпиад. Именно эту тройку можно с полным правом назвать лидерами рейтинга.
Залогом успеха для Львовского физико-математического лицея, Киево-Печерского лицея "Лидер" и донецкого лицея-интерната "Эрудит" стали сильный преподавательский состав, с одной стороны, и хорошо мотивированные ученики — с другой. Но не менее важна и роль тех, кто объединяет эти две составляющие, десятилетиями выстраивая работу учебного заведения. "Десятилетия" — это не оговорка. Марьян Добосевич возглавляет Львовский физико-математический лицей 22 года, Ольга Радионова руководит донецким лицеем-интернатом "Эрудит" 15 лет, Дмитрий Кравченко остается директором Киево-Печерского лицея "Лидер" на протяжении 28 лет.
Фокус побеседовал с директорами трех лицеев и их заместителями об учениках, учителях, школьной программе и том, чему должна учить школа.
Львовский физико-математический лицей
1-е место в рейтинге олимпиад, 1-е место по ВНО
Год основания: 1991
Обучение: с 8-го класса
Средний балл по результатам ВНО: 183
Марьян Добосевичдиректор лицея
В этом году среди лицеистов появились дети с юго-востока Украины. Языковой проблемы нет, отношения с другими учениками нормальные, но уровень знаний надо подтягивать, это чувствуется.
Школьная программа перегружена лишней информацией, а профильные дисциплины представлены слабо. У нас авторы втискивают в учебники все, что знают, не задумываясь над тем, нужно ли это детям.
Для большинства детей фактически недоступен уровень, заданный школьной программой в естественно-математических дисциплинах, — он сегодня очень высокий. Программу нужно адаптировать, чтобы ученики могли постепенно освоить предмет, чтобы захотели продолжать обучение в вузах.
"Мы не можем себе позволить не развивать человеческий ресурс"
О реформе образования говорить рано — пока все еще на стадии обсуждения. В правительстве нас слушают, но насколько то, что услышат, будет выполняться, сказать сложно. У нас обычно законы хорошие, а подзаконные акты, связанные с финансированием, составляются так, что возникают проблемы с реализацией этих законов.
Наши дети имеют возможность пообщаться с выпускниками, увидеть, чего те достигли, понять, какой можно получить результат. И это дает мотивацию. Если все школы смогут найти нечто подобное, какую-то "конфетку", которую покажут детям и объяснят, как ее получить, — проблем с мотивацией не будет.
В Украине есть проблема с природными ресурсами, и, исходя из этого, мы не можем позволить себе не развивать другой ресурс — человеческий. Тезис о развитии человеческих ресурсов должен звучать постоянно, он должен лечь в основу философии перемен.
Михаил Муращукучитель биологии, заместитель директора
У нас увеличился конкурс при поступлении и вырос набор детей — в прошлом году было 15 классов, теперь стало 17. Наверное, благодаря вашему журналу (в прошлогоднем рейтинге ЛФМЛ занял первое
место. — Фокус).
Секрет успеха очень простой: работа и еще раз работа. Когда учителя могут, ученики хотят и каждый знает, что делать, — тогда и появляется результат.
Сейчас мы не знаем, какое общество строим, к чему идем, кто нам нужен. Мы ушли из прошлого, а в будущее пока не пришли. Если бы в Украине была определена модель общества, тогда стало бы ясно, как построить учебную программу, в каком направлении развивать каждого из учеников в соответствии с характером ребенка.
Киево-Печерский лицей "Лидер"
3-е место в рейтинге олимпиад, 7-е место по ВНО
Год основания: 1961
Обучение: с 1-го класса
Средний балл по результатам ВНО: 181
Дмитрий Кравченкодиректор лицея
Школьники стали более осведомленными, более ранними в информационном развитии. А с точки зрения социальной зрелости они по-прежнему остаются детьми.
Образование оторвано от реальной жизни. А вся учебная программа, все учебные планы должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка применять знания в повседневных обстоятельствах.
Ученики не понимают, зачем им учиться. Думают, что школу нужно окончить для того, чтобы поступить в вуз. Это не так. Учиться надо, чтобы выбрать свою сферу деятельности, определить профессию, найти свое место в жизни.
Проблема учителя ключевая. Профессию учителя нивелировали настолько, насколько это возможно: она стала абсолютно непопулярной, непрестижной. Учитель унижен не только в материальном отношении, из него еще и в моральном плане сделали какого-то мелкого воришку, который якобы постоянно клянчит у родителей то коробку конфет, то цветочки, то еще что-то.
Юрий Столяровучитель физики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Из зоны АТО к нам перевелись около 20 детей. Они прекрасно адаптируются, некоторые уже стали призерами олимпиад — в Донецкой области было много сильных школ.
Факторы, от которых зависит качество школы, на мой взгляд, располагаются в таком порядке: профессиональная подготовка педагогов, взаимопонимание учителей и учеников, материальная база школы, грамотно составленная школьная программа.
Результат работы с одаренными учениками — это олимпиада. Но если говорить об общем уровне учебного учреждения, то результат — это внешнее независимое оценивание.
В прошлые годы победители городских и областных олимпиад освобождались от государственной итоговой аттестации в выпускных 9-х и 11-х классах. Сейчас такое право сохранили только для участников всеукраинского этапа, и это ударило по желанию детей участвовать в олимпиадах. Освобождение было одним из мотивационных инструментов, а теперь заинтересованность в развитии и углублении знаний стала ниже.
В старшей школе нужно профильное обучение. Большинство детей к 9-му классу знают, кем хотят быть, и изучать хотят то, что им интересно, к чему есть склонность. А начальное образование должно быть общим.
Лицей-интернат "Эрудит"
5-е место в рейтинге олимпиад, 2-е место по ВНО
Год основания: 1999
Обучение: с 10-го класса
Средний балл по результатам ВНО: 183
Ольга Радионовадиректор лицея
У нас существует отбор, мы принимаем детей, мотивированных на получение знаний, и умеем с ними работать — отсюда и результат.
Олимпиада требует гораздо больших знаний, чем школьная программа. Если ребенок действительно интересуется учебным предметом, он даст хороший результат на олимпиаде. А внешнее независимое оценивание — это просто подведение итогов, срез того, чему научились в школе.
Для успешного развития школы самое важное — материальная заинтересованность учителя, его зарплата. У нас забывают, что учител — это живой человек, который должен зайти в класс одетым не в рубище, а в нормальную одежду, сытым, имеющим все необходимые гаджеты. Микроклимат в коллективе, мотивация школьников — все это имеет значение. Но главное, чтобы учитель мог спокойно думать, как ему учить детей, а не о том, чем прокормить свою семью.
Татьяна Козловаучитель химии, заместитель директора по научной работе
В конце лета было два обстрела, 14 и 20 августа. Выбиты стекла, пробита крыша, стены кое-где побиты осколками, но в целом повреждения легко устранимы. Месяц-два и можно было бы привести в нормальное состояние. Мы сейчас ищем спонсора, но серьезно приступим к восстановлению, когда будем уверены, что стрелять больше не будут. Пока такой уверенности нет.
Временно переехали в один из интернатов Донецка, нас с радостью приняли, места хватило на всех, работаем.
- Читайте также: Большая перемена. Рейтинг школ Украины
Школьники не стали хуже учиться, наоборот. За много лет работы в школе можно заметить: чем тяжелее жизненная ситуация, тем больше детям хочется вырваться из этих обстоятельств. И сейчас ученики стараются изо всех сил, понимая, что образование — это их шанс на достойную жизнь.
Фото: Александр Чекменев, Павел Паламарчук,
"Лидер", из личных архивов