Патриаршими трудами: Кирилл может попытаться урегулировать конфликт в украинском православии

Избрание Кирилла патриархом Московским и всея Руси может отразиться и на ситуации с украинским православием

Прежде всего возможны некоторые изменения в отношениях церквей-сестер, РПЦ и УПЦ МП. Аббревиатуру МП, означающую более чем тесную связь с Московским патриархатом, сейчас в официальном наименовании этой украинской православной церкви (среди ее святынь, например, Киево-Печерская лавра) стараются не ставить. Кроме того, изменения могут коснуться отношений РПЦ с Украинской православной церковью Киевского патриархата (одна из ее святынь – Владимирский собор в Киеве). Этот патриархат в УПЦ МП, и уж тем более в РПЦ, сейчас как бы не замечают: всех его сторонников в МП почитают раскольниками.

Реформатор?
Считается, что Кирилл может попытаться урегулировать существующий конфликт в Украинской православной церкви: новоизбранный патриарх, почти 20 лет возглавлявший Отдел внешних связей РПЦ МП, хорошо знаком с церковной ситуацией в Украине. Как известно, главная проблема тут – раскол и, соответственно, наличие разных конфессий, позиционирующих себя как православные церкви.

– Конечно, это вопрос сложный, – говорит церковный историк, преподаватель Киевской духовной академии УПЦ МП Владимир Бурега. – Однако у патриарха Кирилла есть уникальный опыт по преодолению раскола между РПЦ МП и Русской православной церковью за границей (иерарх курировал работу комиссии, которая занималась решением этой проблемы. – Фокус).

Новоизбранный патриарх пока никаких публичных заявлений на этот счет не делал. Однако один шаг уже совершен. На недавнем Поместном соборе (этот орган представляет собой высшую власть РПЦ) в Москве утвердили Устав РПЦ в редакции 2000 года. И именно в этом документе обозначен особый статус УПЦ. Согласно Уставу, Украинская церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. По мнению митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который накануне отказался конкурировать с Кириллом и "баллотироваться" в патриархи, утвержденный на Соборе канонический статус УПЦ – самый оптимальный. Поскольку по объему своих прав УПЦ МП не уступает не только автономным, но и некоторым автокефальным церквям. Эту точку зрения разделяет и Владимир Бурега.

– Тем более этот шаг был важен, – уверен церковный историк, – учитывая то обстоятельство, что накануне Собора некоторые наши единоверцы ратовали за то, чтобы пересмотреть существующий статус УПЦ в сторону сужения ее прав.

Не секрет, что внутри УПЦ МП нет единства в вопросе о том, каким должен быть статус церкви. Яркий пример привел религиовед Виктор Еленский, рассказавший Фокусу, что, например, в Ивано-Франковской епархии имя самого Московского патриарха возносят лишь в двух из 19 храмов МП.

Диктатор?
В другом патриархате Украинской православной церкви, Киевском, полагают, что со временем Кирилл может сузить права УПЦ МП при внешнем сохранении нынешнего статуса:

– Вряд ли Кирилл станет делать какие-то шаги к признанию автокефалии УПЦ МП и вряд ли будет благосклонно смотреть на переговоры с Киевским патриархатом, – сказал Фокусу епископ УПЦ КП Евстратий. – По сути, патриарх является архитектором нынешней церковной ситуации в Украине. Статус, который имеет УПЦ МП, был придуман им и как ответ украинской стороне, желавшей независимости, и как ответ московской стороне, которая очень не хотела отпускать УПЦ. Сейчас Отдел внешних церковных сношений, который Кирилл возглавлял, поддерживает самые шовинистические и антиукраинские круги УПЦ МП. Например, деятельность митрополита Одесского и связанной с ним организации "Единое Отечество".

Виктор Еленский, считающий митрополита Кирилла наиболее ярким и мощным иерархом РПЦ, тоже полагает, что политика нового патриарха в отношении Украины будет более жесткой, чем у его предшественника:

– Кирилл неоднократно подчеркивал, что для него проблемный вопрос – единство святой Руси. То есть Украины, России и Белоруссии. И отпускать Украину из-под контроля МП он не собирается.

Священство или царство?
Со времен принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше – священство или царство, то есть духовная или светская власть? Виктор Еленский заявляет, что предыдущие патриархи – Алексий I, Сергий, Алексий II принимали то, что царство выше священства.

– Кирилл в глубине души, видимо, уверен, что священство выше царства, и, вполне возможно, он попробует это реализовать, – говорит религиовед.

Как думает киевский богослов Владимир Бурега, возможно, на первых порах, пока не наберет силу и не войдет во все церковные дела как глава церкви, иерарх будет прислушиваться к властям. Учитывая же то, что Кирилл представляет определенную силу (среди прочего, СМИ писали о нем и как об удачливом бизнесмене, и как о бывшем агенте госбезопасности), не исключено, что его зависимость от политической конъюнктуры в России ослабнет. Тем более что, по словам Владимира Буреги, такое дистанцирование необходимо для сохранения авторитета РПЦ за пределами России.

Выборы Патриарха РПЦ (15 фото)