Папа моет раму. Пока мама продолжает взбираться по карьерной лестнице
Мужчины и женщины меняются навязанными им ролями. Оказывается, от этого все только выигрывают: слабые, сильные, маленькие
Пока их жены продолжают взбираться по карьерной лестнице, они моют посуду, готовят борщ и виртуозно меняют подгузники. Согласно данным Госкомстата, более 3 тыс. украинских мужчин реализации профессиональных амбиций предпочли воспитание детей и пошли в отпуск по уходу за ребенком. Менять деловой костюм на передник сильный пол вынуждает экономический кризис и прогрессивные взгляды. Мужское трудолюбие все чаще проявляется по-новому: домоседы-домохозяева открывают для себя радость и даже смысл жизни.
Правила любви
Всего месяц назад госслужащий Максим Трифоненко допоздна засиживался на работе, разбирая кипы официальных бумаг. Теперь он варит рожки и молочные супы.
– Сначала урезали зарплату, потом сократили, – говорит Максим, осторожно помешивая кипящее молоко. – А жена не только не потеряла работу, но и получила долгожданное повышение. Поэтому кормилец в семье она.
Пока супруга зарабатывает деньги, Максим дома, занимается ребенком.
– Отвожу дочку в школу, помогаю ей с уроками, стираю, готовлю, – перечисляет он. – В первую неделю, конечно, пришлось нелегко: то друзья подшучивали, то жена звонила, мол, сделай то, сделай это. Но сейчас ничего, привык.
По словам Максима, сложная финансовая ситуация укрепила его семью.
– Я понял: мы действительно любим друг друга и можем многое пережить. Рано или поздно кризис закончится, а то, что жена поддержала меня, не пилила, не попрекала отсутствием работы, сделало нас ближе. И наконец-то у меня появилось время на ребенка. Дочка – это школа, игры, прогулки, магазины, кружки?. Только работающий мужчина, никогда не занимавшийся домашним хозяйством, может думать, что быть с ребенком – скучно.
В семье Александра и Александры Егоровых детей тоже воспитывает папа.
– Это решение далось нам непросто, – вспоминает супруга, сотрудница посольства США. – Когда родился первый ребенок, мы поняли: хотим видеть, как он будет расти. Хотим, чтобы он был похож на нас, ощущал наше тепло и заботу. Вариант с няней не рассматривался, а бабушек и дедушек у нас нет. У меня хорошая зарплата, медицинская страховка, социальный пакет. Мы обсудили ситуацию, взвесили все за и против.
В результате на работу вернулась жена, а Александр нянчит не только трехлетнюю дочь, но и одиннадцатимесячного сына:
– Да, в нашей семье это делаю я. Меняю подгузники, купаю, кормлю. Когда ты постоянно рядом с ребенком, несложно понять, почему, например, малыш плачет: хочет есть, замерз, животик болит или ему просто скучно. Я считаю, что быть хорошим отцом – достойное занятие. И почему бы не быть им, если сложилось так, что жена зарабатывает больше.
Нет – дискриминации
Мужчина-домохозяин – в Украине диковинка. Здесь все еще в ходу мнение о том, что детские сопли утирают слабаки, а настоящие мужчины должны зарабатывать деньги. А вот в Европе давно уже не зазорно взять на себя ведение дома, раз уж лучшей добытчицей в паре оказалась жена. Горячие итальянцы спокойно штопают носки, вяжут детские пинетки и даже получают пенсию за свою домашнюю работу. Шведские папы охотно уходят в декрет и важно разгуливают с колясками.
Но у нас на мужчину, оформившего отпуск по уходу за ребенком, часто смотрят с жалостью – мол, точно подкаблучник.
– Сколько семей распалось, не выдержав давления подобных стереотипов, – говорит руководитель департамента Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Элла Ламах. – Я никогда не забуду слова своего свекра, упрекавшего мужа, который сидел с нашим первенцем: мужик ты или нет? Жена ездит по командировкам, а ты пеленки стираешь! Но если человек любит свою семью, воспитывает ребенка и не мешает жене развиваться, то разве он слабак-неудачник?
Элла уверена: дискриминация мужчин начинается со школьной скамьи. Даже детский букварь навязывает гендерные роли. Мама непременно "моет раму", а папа ходит на работу, ездит на рыбалку и чинит утюги.
– Мальчику постоянно твердят: ты должен быть лидером, ты должен много зарабатывать. Ты же мужчина! А может быть, у него другой характер, другие интересы и ценности, – говорит Элла.
Со своим мужем Валерием она уже 19 лет. Когда родился сын, в декретный отпуск пошел супруг. И через три года, когда появилась дочь Мила, он без колебаний предложил жене: хочешь выйти на работу – выходи.
– Воспитание детей приносит мне настоящее удовольствие, – говорит Валерий. – Кроме того, моя работа позволяет оставаться дома, решая нужные вопросы. Я не считаю унизительным приготовить жене ужин или помочь сыну с математикой. Нет таких понятий – "мужская работа", "женская". В отношениях должны выкладываться двое. На этом строится настоящая семья.
– Если посмотреть на нашу квартиру, – смеется Элла, – то буквально все, мебель, шторы, люстры и даже сковородки, выбирал муж. Правда, сковорода для меня немного тяжеловата, но ведь готовит все равно Валера. После стольких лет совместной жизни влюбленность стала другой: приходишь домой уставшая, а он приготовил биточки или разучил с Милой новое стихотворение. Такая забота дает силы двигаться вперед, переживать кризисные ситуации.
Домашнее мужество
В том, что находятся мужчины, у которых отцовство вызывает такой восторг, что и работа, и карьера отходят на второй план, ничего странного не видит детский и семейный психолог Центра психологии "Лелека" Елена Никитина. Между тем она замечает:
– Женщины, которые считают, что так проще: я – зарабатываю, а он дома сидит, должны понимать, что для мужчины подобная роль – не самый простой путь. Мудрая женщина всегда поддержит супруга, даст понять, что она все еще гордится им, что он не стал менее значимым только потому, что перестал быть источником финансов. Мать интуитивно чувствует, что нужно ребенку, между ними изначально существует прочная эмоциональная связь. У мужчин такой интуиции нет, поэтому для отца сидеть с ребенком – двойной стресс. С другой стороны, отцовская реакция спокойнее материнской. Если малыш ушибся, папа не закатывает истерику, и его спокойствие передается ребенку, это безусловный плюс.
Со всеми тремя дочерьми президента международной общественной организации "Международный центр отцовства" Александра Марченко в декрете была его жена.
– Но для меня никогда не было унизительным постирать пеленки или сменить подгузник. В любви не бывает унижений, – утверждает г-н Марченко. – Когда дочки были маленькими, я с удовольствием занимался с ними упражнениями, разминал ручки-ножки, делал растирания и массаж. Мы и сейчас проводим много времени вместе: выходные с семьей – железное правило.
По мнению Александра Марченко, в нашем обществе многие мужчины просто не понимают, что значит быть отцом: так они воспитаны. Их учили не демонстрировать своих чувств, держать дистанцию. А попадаясь на удочку расхожих взглядов, человек часто сам себя лишает огромного, ни с чем не сравнимого счастья.
У Маргариты и Артема Ворониных детей пока нет, но муж Риты – "домохозяин".
– Так получилось, что устроиться по специальности он не смог, а я неплохо зарабатываю. Вот мы и решили, почему бы Теме не обустроить наш быт: детей нет, особых трат тоже, – говорит девушка. – Какая разница, кто моет посуду и готовит ужин, а кто зарабатывает на хлеб, если мы друг друга любим. Быть хозяином дома – это тоже труд, который, между прочим, требует особого мужества.