Оглушительный успех. Как слабослышащая украинка стала королевой красоты и чемпионкой по сноуборду
Марьяна Люханова рассказала Фокусу о том, как глухие поют, чем они похожи на эмигрантов и почему никогда не согласились бы стать слышащими
Марьяна Люханова — вице-мисс мира, актриса театра и чемпионка Украины по сноуборду. Правда, к каждой регалии в ее случае добавляется словосочетание "для слабослышащих".
Когда Марьяна надевает слуховой аппарат, она слышит даже тихие звуки и то ли шутит, то ли нет о том, что от громких и резких может совсем оглохнуть. Она все время улыбается и пританцовывает, даже когда сидит на месте.
Марьяна говорит, что абсолютно счастлива — без паузы между вопросом и ответом, без тени неуверенности в голосе, как будто спрашивая: "А что, может быть по-другому?"
Я делаю так много вещей одновременно, что всего и не упомнишь. Работаю в театре для глухонемых, перевожу мультики и фильмы на жестовый язык, а еще занимаюсь со слабослышащими детьми и учу обычных людей языку жестов.
Жестовый язык сам по себе очень эмоциональный. Он передает не только слова, но и настроение. Когда я говорю на языке жестов "мне грустно", я показываю это руками и передаю мимикой. Когда говорю "идем гулять", показываю предвкушение.
В детстве я много хандрила, мне все не нравилось. Спасали только танцы — сколько себя помню, не могла без них жить. Благодаря им я и переехала из Ивано-Франковска в Киев — меня взяли в театр глухонемых.
Тогда мне было 16, и моя жизнь круто изменилась. В Киеве люди просто говорили: "Тебе что-то не нравится — уезжай. Не трать свои и наши нервы". И мне вдруг все начало нравиться, я почувствовала вкус к жизни.
Я не различаю голоса людей. Они для меня чужие, непривычные и неразборчивые. Но вот музыка — мое все. Я могу не разобрать слова песни, но слышу, как звучит фортепиано, гитара, барабаны, ударные. Скрипку вот не слышу. У нее слишком высокий звук, а для меня он равносилен тишине.
Совсем глухие люди иногда становятся возле колонок, чтобы послушать вибрацию. А есть глухие, которые любят смотреть, как другие танцуют или поют. Они считают это своей музыкой.
Вы никогда не видели, как поют глухие? Посмотрите, это очень красиво.
В моей семье все, кроме бабушки, или слабослышащие, или глухие. Поэтому я с детства привыкла, что ничего экстраординарного в моей особенности нет. Ходила в обычный детский садик. Иногда, конечно, меня могли обозвать, и это обижало. С другой стороны, может быть, за счет этого я стала сильнее.
Мой муж, Саша, почти не слышит, хотя может говорить. Знаете, чем он меня подкупил? Он очень грамотно разговаривает, а многие глухие и слабослышащие говорят вообще без окончаний. Они могут сказать: "Я хорошо спать", все глаголы произносят в инфинитиве. Не понимают метафор и идиом вроде "не бей лежачего". С ними мало занимаются в детстве, поэтому так и происходит.
Если бы я хорошо слышала, я сказала бы, что влюбилась в Сашу по уши, но у нас так не говорят. Нужно придумать какое-то свое выражение.
Я участвовала в конкурсах красоты дважды. В первый раз в 2007 году, когда только переехала в Киев. У меня были такие странные передние зубы, все называли меня вампиршей. А еще я неуверенно чувствовала себя на сцене. В общем, проиграла.
Через несколько лет я исправила ситуацию с зубами и решила попробовать снова. Прошла киевский и украинский туры конкурса и оказалась в Чехии. Я почему-то была уверена, что получу хотя бы один из пяти титулов. В итоге получила два — мисс Европа и вторая вице-мисс мира.
Через несколько дней после конкурса я узнала, что беременна. Мой свекор тогда сказал: одна корона — твоя, а вторая — дочки. Так и вышло, родилась девочка.
Марьяна Люханова: "Здоровье, муж, дочка, родители, любимая работа и много хобби. Мне даже нечего попросить у Бога"
Дочь хорошо слышит. Ей три года, но у нее такой словарный запас, что иногда мне кажется, ей 10. А еще она знает язык жестов. Когда она была совсем маленькой, я уехала в командировку. Ей захотелось пить, она нашла папу и показала на жестовом языке: "Папа, дай мне пить"
Я не жалею себя, но иногда жалею об упущенных возможностях. Например, я только этой зимой начала заниматься сноубордом. Почему я не сделала этого раньше, когда ноги были сильнее? Хотя не буду прибедняться. Я уже стала чемпионкой Украины по сноуборду среди слабослышащих. Но только потому, что из девушек я единственная участвовала в соревнованиях.
Конечно, если бы я хорошо слышала, моя жизнь была бы совсем другой. Я знала бы, что такое храп, крики во дворе, гудение транспорта. Сейчас могу в любой момент выключить слуховой аппарат и наслаждаться тишиной. А если мне говорят неприятные вещи, могу их просто не слышать. Это большой плюс.
Если бы я хорошо слышала, я бы стала вице-мисс мира? Или чемпионкой Украины по сноуборду? Мир слышащих огромный, в нем тяжело пробиться.
Глухой может приехать в любой уголок мира, подойти там к любому другому глухому, и они поймут друг друга. Хотя вообще язык жестов отличается в разных странах. Даже язык жестов в Украине и в России не одинаковые. А как-то моя мама поехала в Турцию и вернулась оттуда с турецким жестовым акцентом. Я ей сказала: "Мама, ты это брось. Мы в Украине".
Глухие с детства живут в своем мире. Они учатся в специализированных школах и потом редко подпускают к себе людей извне. Как-то слабослышащая девушка спросила у меня: "Зачем ты учишь обычных людей языку жестов? Тебе что, нечего делать?" Меня это всегда удивляет. Такие люди считают: "Этот язык только мой, не учите его" Но есть, конечно, и те, кто придерживается противоположного мнения.
Иногда слышащие люди, которых я учу жестовому языку, рассказывают, как поздоровались с глухой кассиршей в магазине и та была счастлива. Я понимаю ее эмоции. Это все равно что годами жить в эмиграции без единой весточки с родины, а потом вдруг услышать родную речь.
Мир плохо приспособлен для глухих. Недавно вот придумали систему вызова скорой помощи и полиции по смс. Но там все так сложно и долго, что пока разберешься, нужно будет вызывать катафалк, а не скорую.
У меня есть все для счастья. Здоровье, муж, дочка, родители, любимая работа и много хобби. Мне даже нечего попросить у Бога. Я прекрасно себя чувствую и в слышащем мире, и в глухом. Я как бы между мирами.