Нагие и отстраненные. О чем могут рассказать снимки в стиле ню
Фотограф и спикер образовательного проекта SEX.Prostir #2 Руслан Лобанов рассказал Фокусу о сексе в кадре и о том, почему он никогда не снимает ню в студии
Вы часто фотографируете обнаженных женщин на фоне урбанистических пейзажей. Это дань городскому детству?
— Мое детство действительно прошло в городе, хотя каждое лето, пока мне не исполнилось девять, меня отправляли к бабушке. А там — почти как в деревне: огороды, пространство для игр. Почему так часто в кадре город? Наверное, потому что для меня это отдельный и многогранный герой. У каждого города свой характер.
Несколько лет назад у меня был проект "Село и люди". Пытаясь по-своему раскрыть тему сельской жизни, я в очередной раз убедился, что город мне ближе. Городской пейзаж с какими-то броскими деталями может уже сам по себе быть сексуальным, рассказывать историю даже без героев.
По образованию вы переводчик, кроме того, у вас театральное прошлое и опыт работы в рекламном бизнесе. Чему Лобанов-переводчик и Лобанов-рекламщик научили Лобанова-фотографа?
— Гуманитарный вуз формирует характер человека, открытого миру и восприятию информации. Это не означает, что всякий гуманитарий становится фотографом или художником. Однако если человека тянет к искусству, гуманитарное образование поможет ему быстрее и легче впитывать новую информацию.
Когда приходится искать литературу, фотографии, кино, знание двух иностранных языков очень выручает. А еще гарантирует отсутствие языкового барьера, когда я снимаю за границей.
Два года в студенческом театре тоже не прошли даром. Особенно учитывая то, что я занимаюсь постановочной фотографией. Театр научил меня терпению, ведь работа над мизансценой может длиться очень долго. А еще я узнал, что гениальность — это хорошо, но нужно пахать.
Чему меня научил Лобанов-рекламщик? Искать и находить баланс между творчеством и коммерцией. Очень здорово, когда автор осознает, что все вокруг, даже его детище — это продукт. И хорошо, если он изначально понимает, как сложится судьба его ребенка, будь это книга или снимок, через пять лет. Я уже сейчас знаю, что через несколько лет будет опубликована моя новая книга. Работаю над ней, каждый год снимаю какую-то часть проекта. Некоторых моих знакомых это, мягко говоря, удивляет.
Теперь вы еще и писатель, и лектор. О чем будет на SEX.Prostir #2?
— Писатель — это не совсем про меня. С текстами я работаю неохотно, это для меня настоящая пытка. Я скорее рассказчик.
Моя лекция будет посвящена сексу в кадре. Точнее, тому, как его получить без физического соития. Представьте, что вы хотите снять суперсексуальную сцену, но не готовы сниматься в немецком порно. Я расскажу о синтезе приемов, позволяющих рассказать историю, не показывая то, чего мы не хотим показать. А еще — о моей фотографии и о женской натуре как таковой. И о том, что происходит за кадром съемок.
Выбирая локацию для съемок, на что обращаете внимание в первую очередь?
— Локация — это часто основа истории. Поэтому я почти никогда не снимаю в студии. Она стерильна. В таких условиях рассказчику очень сложно начать историю. Локация — другое дело. Это социальная, культурная нагрузка, говорящие детали. По сути это большая часть истории, которая может быть рассказана, она либо накладывает какой-то отпечаток на героев, либо обязывает их к чему-то.
Перед съемками я почти всегда еду на разведку. Сравниваю, как вживую смотрится и воспринимается то, о чем читал в интернете, журналах или книгах. Картинки в Сети — это одно, вживую все часто по-другому. Главное, чтобы не вышло так, что ты готовился снимать комедию, а по факту получилась трагедия.
У художников часто есть малозаметная фишка, какой-то след, который он оставляет в своих работах. У вас что-то такое есть?
— Мне всегда интересны детали. Можно сказать, я охочусь за "Оскарами" за второй и третий планы. Это могут быть второстепенные герои либо красноречивые детали, которые рассказывают какую-то часть истории, но читаются не сразу.
К примеру, один из инструментов, который был использован в "Не той двери", — полароиды, на которые снята оргия и которые лежат в одном из кадров. Внимательный зритель, присматривающийся к деталям, обязательно их заметит.
Еще один пример — кадр из квартиры, в которой живет профессор географии. Это его вселенная, он и живет, и работает в ней. Он ждет двух студенток на пересдачу предмета. По ошибке к нему попадает актриса, идущая на съемки фильма. Одна из важных деталей здесь — сценарий. Актриса идет на съемки фильма "Профессор Фаталь". Она ошиблась дверью, но думает, что попала куда нужно и профессор — это ее партнер по съемочной площадке, который почему-то импровизирует.
Фотограф, который снимает обнаженных или полуобнаженных женщин — кому-то это может показаться мечтой, а не профессией. Какой темной стороны в вашей работе не видят завистники?
— Любое дело, которому отдаешься полностью, — одновременно твоя радость и твое горе. Со стороны моя профессия кажется легкой и беззаботной. Я рассказчик, фотограф, который всегда в ответе за то, что получилось или не получилось. И неважно, кто слажал, — модель, стилист, визажист, ассистент. Если по одной из сотни причин что-то не получилось, это вина фотографа. Постоянное эмоциональное напряжение — самое сложное в нашей профессии.
В одном из интервью вы сказали, что не снимаете в стиле ню — в прямом смысле этого слова. В каком стиле снимаете?
— В стиле ню я не снимаю. Потому что с телом как с формой практически не работаю. Всегда есть история, сюжет, к которому мы добавляем обнаженное тело. Зачем? Чтобы сместить внимание зрителя. Чтобы история приобрела определенный оттенок. Или чтобы добавить пикантности.
Это не ню ради ню. Это ню, которого потребовала определенная история.
Женщины на вашем снимке — какие они?
— Разные. Почти все они могут позволить себе все что угодно. У них есть внутренний стержень. Нагота для них — очень natural. При этом почти все дистанцируются от зрителя, ни одна из них не говорит: "Привет, давай дружить". Именно поэтому на снимках их обнаженные тела могут выглядеть откровенно, но не вульгарно.
Чем вы вдохновляетесь, начиная очередной проект?
— Путешествиями, книгами, музыкой. Все зависит от того, над чем работаю. Использую кинематограф. Смотрю, как что-то снято, как работают со светом, интересуюсь определенными сюжетами, стилем, историческими события. Практически все подчинено работе. Это мне в кайф.
Например, сейчас, учитывая стилистику, я просто до дыр пересматриваю сериал "Дживс и Вустер". Если же еду снимать что-то на Кубу, слушаю кубинские мотивы, смотрю документальные фильмы, читаю все, что может пригодиться.
С кем чаще работаете — с новичками или с профессиональными моделями?
— Плюсы есть у тех и у других. Для работы, скорее всего, выберу профессионалов. Для творчества — возможно, и новичков. Ярлык не так важен. Главное — ответить на вопрос: подходит ли этот герой для твоей истории?
Что может заставить вас поймать за руку незнакомку на улице и предложить ей сотрудничество?
— Ничего. Я могу сделать случайной прохожей комплимент о том, что она отлично выглядит, что ей идет прическа. Но не более. Дело даже не в том, насколько серьезно я подхожу к сотрудничеству. Просто в предложении сотрудничества на улице есть оттенок, который мне не слишком нравится. Я говорю себе: если это действительно человек моего кадра, значит, наши дороги пересекутся. Со мной такое уже случалось.
Процитирую вас: "Банально возбуждать содержимое брюк, интересно возбуждать мозг". В какой момент фотография, возбуждающая мозг, превращается в снимок, будоражащий содержимое брюк?
— Все зависит от фантазии. Если у человека все в порядке с фантазией, то от возбуждения головы до возбуждения брюк путь не слишком длинный. Последнее — дело нехитрое.
Сами бы вы согласились сняться обнаженным, если бы об этом попросил коллега-фотограф?
— It all depends. Все зависит от того, кто предложил бы, в какой истории. Проблемы в этом не вижу. Я адекватно отношусь к себе как к модели. Если бы это была интересная история, где был бы нужен мой типаж, — почему нет? К примеру, в "Не той двери" я очень хотел сняться в квартире, где живет фотограф. Но мне пришлось сняться в роли умирающего.
Насколько высока вероятность того, что однажды вы спрячете фотоаппарат и займетесь чем-то другим?
— Хотел бы открыть отель, из которого сделаю отель-музей. Это была бы бессменная локация почти всех моих проектов. Хотел бы иметь возможность уделять больше времени близким и при этом не ставить крест на своей работе. Это был бы баланс между творчеством и коммерцией.