Добрые соседи: ЕС не против предоставить восточным партнерам 600 млн. евро

На саммите ЕС евростарожилы отказали новичкам Центральной и Восточной Европы в кредите в 300 млрд. евро. Но сумму намного скромнее ЕС готов выделить на программу «Восточное партнерство», в которую входит и Украина

Во время разговора с пресс-секретарем Верховного комиссара ЕС по внешней политике и безопасности Кристиной Галлах в Брюсселе корреспондент Фокуса посетовал на часто недоброжелательное поведение консульств, выдающих украинским гражданам визы.

– У нас даже существует список самых агрессивных консульств, – заметил корреспондент и добавил вполголоса: – А испанское – настоящее гестапо.

Испанка по происхождению, Галлах всплеснула руками: "Да что вы?" И так же доверительно сообщила:

– Вы знаете, когда я родилась, у нас в стране действовал режим Франко. Если бы во времена моей молодости мне пришлось сталкиваться с проблемами, подобными вашим, мне бы тоже было неприятно. Я вас понимаю. Когда я вижу, что виза стоит 80 евро, что вам день и ночь приходится выстаивать в очередях, то могу вас понять. Но вы также должны понять, что эти визы – единственный способ убедить граждан Европы, что наши границы находятся под контролем.

И Кристина Галлах оптимистично добавила: Украина и ЕС будут продолжать работать над либерализацией визового режима для украинцев.


Стучите в МИД

Болезненный визовый вопрос, в котором Украина первой подала пример добрососедских отношений, упразднив визы для западных гостей, – один из основных пунктов стартующей в мае программы "Восточного партнерства". В идеале страны-партнеры должны до 2013 года перейти на безвизовый режим. Но из-за неопределенности перспектив введения безвизового режима для украинцев некоторые украинские политики предлагают в отместку ЕС возобновить визовый режим для граждан Европы.

Посол и глава миссии Украины в ЕС Андрей Веселовский на подобные призывы горячих голов возражает: безвизовый режим предполагает выполнение ряда требований, к примеру, введение биометрики.

– Введем за три года все требования программы, представим Еврокомиссии. Пожалуйста, приезжайте, проверяйте. Все работает – режим начинается, – объясняет Фокусу Веселовский и добавляет, что при каждом злоупотреблении со стороны консульств украинцам следует жаловаться в МИД.

– Каждая жалоба и конкретное обращение – не обслужили, выдвинули дополнительные требования, потребовали непредусмотренные документы – это инструмент для объяснения недостатков в странах ЕС, – говорит посол.

Газовый вопрос
Помимо облегчения визового режима, программа "Восточного партнерства" стоимостью в 600 млн. евро должна помочь соседям ЕС усовершенствовать пограничный контроль, обеспечить энергобезопасность, помочь малому и среднему бизнесу. В программе будут участвовать Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан и, возможно, Белоруссия. Последняя получит приглашение, если покажет себя страной, живо идущей по пути демократизации, и откажется признавать независимость Южной Осетии и Абхазии.

Одна из задач программы – поиск новых источников газа для европейских компаний. Здесь ЕС возлагает надежды на газопровод "Набукко", который позволит транспортировать в Европу газ из Центральной Азии в обход России. Чтобы не дразнить Москву, в ЕС заверяют, что этот проект не против России и не будет заменой газопровода через Украину. Но в ЕС хотели бы, чтобы европейские компании имели возможность выбора.

– Если в Азербайджане газ будет дешевле, то компании будут покупать его там, – говорит Фокусу пресс-секретарь еврокомиссара по вопросам энергетики Ферран Таррадельяс. – Если газ будет дешевле в России, то его будет выгоднее покупать в России.

Не обойдут в Брюсселе и вопрос о модернизации украинской газотранспортной системы. По оценкам экспертов, на этот проект понадобится в 2,3 млрд. долларов.

– Сумму пока обсуждать не стоит, – отмечает Веселовский, – она все время гуляет. Кто говорит о долларах, кто о евро. Переговоры пока не ведутся, будет инвестиционная конференция, на которой "Нафтогаз" и правительство Украины должны понять, как осуществить эту программу.

О возможном участии в конференции российского "Газпрома" Веселовский заявил, что это будет в ведении "Нафтогаза":

– Состоятся переговоры по каждому проекту. Может, будут тендеры. А "Нафтогаз" уже станет выбирать. Даже если люди приедут из Австралии, какая разница?

Углубить и расширить
В ЕС подчеркивают: "Восточное партнерство – это ни в коем случае не приближение к членству в Союзе, хотя проект и является частью Европейской политики добрососедства, которая не исключает возможности членства.

Но не все в Украине говорят о новой программе с оптимизмом. Экс-глава МИД Украины и народный депутат Борис Тарасюк расценил "Восточное партнерство" как попытку компенсировать провал политики "европейского добрососедства". Но при этом отметил, что успешность новой инициативы напрямую зависит от денежного наполнения.

– На наш взгляд, 600 млн. евро – это не очень много, – замечает Тарасюк. – ЕС должен пересмотреть объем финансирования данной программы, если хочет, чтобы она была удачно реализована.

Впрочем, даже обещанная сумма вызвала в странах ЕС неоднозначную реакцию. На заседании Совета министров по общим делам и внешним отношениям ЕС несколько стран заявили, что их не устраивают программы, на которые пойдут деньги. А Франция и вовсе предложила направить 350 млн. евро из этой суммы на Средиземноморский союз, объединяющий 43 государства, а шести восточным соседям подбросить оставшуюся треть. Но в представительстве Еврокомиссии в Киеве заверили, что на заседании Европейского совета 19–20 марта первоначальная сумма с большой долей вероятности все же будет одобрена.