Молодой антикоррупционер. Как украинец из списка Forbes Under 30 борется с коррупцией
Антон Марчук, который в 20 лет входит в список самых успешных людей Европы по версии журнала Forbes, рассказал о состоянии украинских антикоррупционных инициатив
Украинский студент и аналитик общественной организации "Антикоррупционный штаб" Антон Марчук попал в список "30 наиболее успешных людей в Европе возрастом до 30 лет" за новаторство в области права и политики. В свои 20 он уже был участником Варшавского форума, выступал на форуме за демократию в Совете Европы, а также участвовал в расследовании о черной бухгалтерии Партии регионов. Фокус расспросил Марчука о видении антикоррупционной деятельности в Украине.
Как о вас узнали в Forbes?
— На сайте Forbes есть форма, с помощью которой можно номинировать человека. Это может сделать любой. Я не знаю, кто именно номинировал меня. В конце ноября мне сообщили, что я включен в этот список. Затем был конкурсный отбор и детальное изучение информации о кандидатах. Окончательные результаты появились 16 января.
Еще до составления рейтингов Under 30 вы были спикером на форуме за демократию. О чем было ваше выступление?
— С апреля прошлого года я работаю в общественной организации "Антикоррупционный штаб" и занимаюсь вопросами борьбы с коррупцией, конкретно — мониторингом закупок и электронных деклараций. По нескольким из них НАБУ открыло уголовные дела.
На форум в Страсбург попал по приглашению Совета Европы. Там я выступал во время дискуссии, посвященной предотвращению коррупции. Рассказывал о студенческих антикоррупционных инициативах.
Вы работали над расследованием "черной бухгалтерии" Партии регионов. Как все начиналось для вас?
— В октябре 2015-го на одном из публичных мероприятий я познакомился с Сергеем Лещенко. Спустя несколько недель мне понадобилась помощь в поиске информации. Он не отказал и подал депутатское обращение. В апреле Лещенко предложил поработать вместе с ним над документами "черной бухгалтерии" Партии регионов.
За время вашей работы вы видите прогресс в антикоррупционной сфере?
— Прогресс есть. Вопрос только в том, соответствует ли он тем вызовам, которые стоят перед Украиной в плане борьбы с коррупцией. Заработало НАБУ, антикоррупционная прокуратура, они провели много расследований с хорошими результатами, но не достигнута конечная цель — привлечение к ответственности за коррупционные преступления.
НАБУ и антикоррупционная прокуратура не без проблем, но работают. Другой вопрос — где корни проблем? В НАБУ и антикоррупционной прокуратуре или в судах?
Генпрокурор Юрий Луценко сравнил борьбу с коррупцией с рыбалкой. Вам не кажется, сколько бы НАБУ ни забрасывало сети, рыба ускользает?
— Нужно продолжать создавать институции подобные тем, которые уже работают. НАБУ — позитивный пример, в других восточноевропейских странах, например, Румынии и Польше, подобные механизмы дольше запускались. О задержаниях в первый год работы речь вообще не шла. У НАБУ за первый год работы открыто более 250 уголовных дел и около 50 дел переданы в суд. Нужно просто давать работать таким органам. У НАБУ есть проблема с возможными утечками информации при прослушивании. Больше полугода в Верховной Раде не могут рассмотреть и принять законопроект, который даст НАБУ право автономного прослушивания.
Проблема в том, что у НАБУ связаны руки?
— Нельзя сказать, что у них полностью связаны руки. У НАБУ довольно широкие полномочия и хорошие возможности. Тем не менее проблема действительно есть — со стороны других органов власти нет желания сотрудничать. Вопрос еще в том, как общество реагирует на коррупцию. Недавно мы увидели прекрасный пример румынских протестов против декриминализации коррупционных преступлений. Чтобы в Украине власть поняла, что стоит помогать НАБУ, давать им новые полномочия, необходимы подобные мощные протесты. Обществу нужно показать, что у него есть желание бороться с коррупцией. К сожалению, пока это незаметно.
Украина находится на более низкой стадии развития демократических институций, чем Румыния, но что с этим делать — непонятно. Может, нужно пользоваться давлением западных партнеров на власть. Даже сейчас в списке требований МВФ есть и право прослушивания для НАБУ, и создание антикоррупционных судов, но украинские власти полноценно не выполняют эти требования.
У вас нет впечатления, что все подвижки в создании антикоррупционных механизмов — только ширма для выполнения требований МВФ или ЕС?
— Ответ мы узнаем через некоторое время. В плане действий по безвизовому режиму были вопросы спецконфискации и управления незаконно добытыми активами, их розыск. Должно быть создано специальное агентство, которое будет этим заниматься. Оценивать его деятельность еще нельзя, потому что агентство не начало действовать. НАБУ и антикоррупционная прокуратура не без проблем, но работают. Другой вопрос — где корни проблем? В НАБУ и антикоррупционной прокуратуре или все-таки в судах? Есть вопиющие примеры того, как суды тормозят рассмотрение дел. Процесс "Пасечника" тянется уже десять месяцев, а судебное рассмотрение даже не началось. Еще одна институция — Национальное агентство по предотвращению коррупции. Оно создано и работает, но есть много претензий к качеству этой работы.
В Украину приглашали многих реформаторов из стран Балтии, Польши, Грузии. Можно взять антикоррупционный опыт, к примеру, Грузии и применить его здесь?
— Не сработает. В Грузии были реформы сверху. Там был лидер, который "тащил" все реформы. У украинской власти нет политической воли для глубоких и серьезных изменений, реальной борьбы с коррупцией. Скорее всего, процесс будет продолжаться снизу под давлением общества. Такой прогресс займет больше времени. Сейчас главная задача — защищать уже созданные антикоррупционные институции от посягательств на их полномочия и независимость. Уже несколько раз было такое давление на НАБУ.
Формирование негативного отношения к коррупции — длительный процесс. Для этого нужно больше говорить с обычными гражданами, объясняя, почему коррупция — плохо. Если сказать, что без коррупции можно получать большие зарплаты, люди задумаются.