Жизнь маленьких людей. О чем думают и разговаривают дошкольники

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Для того чтобы узнать, какие социальные роли выделили для себя другие дети, Фокус опросил семьи из разных городов, и собрал характерные диалоги детей

Июль. Жаркий день. Пляж в поселке Кирилловка.

К четырехлетнему Антону подходит мальчик-ровесник, загребает в ручонку горстку песка и бросает ему в лицо. Антон недоумевает. С ним такое впервые, он не знает, как реагировать. Зато его молодая дородная мама знает.

— Женщина! Посмотрите, что ваш ребенок творит! Следите за ним! Разве так можно? — кричит она родительнице мальчугана, который развернулся и демонстративно ушел.

— Ну а что я с ним сделаю? — отвечает та.

— Пойдем, сыночка. Кругом одни враги, — мама отряхивает с Антона песок и уводит в другую сторону пляжа.

С тех пор у мальчишки общество разделено на друзей, одобренных мамой, и врагов, которые повсюду.

Відео дня

Для того чтобы узнать, какие социальные роли выделили для себя другие дети, Фокус опросил семьи из разных городов. Истории, рассказанные родителями, дают примерное понимание приоритетов подрастающего поколения.

5-летний Влад наблюдает за родителями, чтобы понять,
как распределяются их роли

Детские игры: семья, "МастерШеф", война

— По примеру своего сына могу сказать: взрослый мир очень сильно отражается на мышлении детей, их разговорах и поведении. Например, Богдан любит крутиться перед зеркалом — смотрит, чтобы одежда сочеталась между собой. Перед выходом из квартиры всегда у всех спрашивает, взяли ли ключи, телефоны, деньги. Это он от меня перенял. А от папы, который на работе проводит времени больше, чем дома, — понимание, как зарабатываются деньги. Чтобы их получить, нужно делать полезные дела, — рассказывает Алена Протыняк, мама четырехлетнего Богдана.

По пути в детский сад они проходят мимо бара. Мальчик интересуется, что это за место и что там делают. Алена рассказывает: там сидят взрослые дяди и пьют пиво. Богдана ответ не воодушевил, потому что дома запаха пива он не слышал. Интерес к теме не разгорелся. А вот к съестному очень даже — в песочнице дети играют в "МастерШеф", лепят "вкусняшки" из песка.

— В прошлом году наблюдала картину: мальчики лет по шесть играли в сепаратистов и ВСУ. Бегали с пистолетами и доказывали, кто из них лучше. Роли они наверняка из семейных разговоров взяли. Мой сын о войне не знает практически ничего. Он о ней не слышит. Я не говорю, поскольку сама стараюсь не думать об этом — делится Алена.

Анастасия Калекина из Краматорска тоже ограждает своего пятилетнего Владика от всего, что связано с военным конфликтом.

— Тему войны мы с мужем стараемся не поднимать. Для нас она прошла с впечатлениями. Влад долго помнил и пугался многого. Сейчас у него в моде игры в семью: девочка-мама катает в коляске куклу-дочку, мой сын-папа приходит с работы, берет из коляски "ребенка" и начинает кормить из бутылочки, потом на ручках баюкает и укладывает спать. Мама в это время что-то готовит. Потом они вместе берут коляску и идут на прогулку. Интересно наблюдать за тем, как Влад переносит в игру заботу о маленькой сестричке со стороны нашего папы.

А вот в Тернополе малыши вживую не слышали взрывов, только в выпусках новостей, но очень любят изображать обстрелы и рыть окопы. Запрыгивают в них и ведут оттуда стрельбу по воображаемому противнику или по команде-врагу.

— Дети не понимают, насколько серьезная ситуация в стране. Игры в войну их забавляют. Я объясняю, что над этим нельзя смеяться, что многие детки остались без дома, некоторые без пап. Когда моя дочь Марта (6 лет) видит по телевизору сюжеты из Донбасса, говорит: "Мам, давай отдадим тем деткам мои игрушки и платья. У меня много, а у них — нет". Часто в садике у меня спрашивали: "Как это, война?" Я приводила пример из сказок, истории Средневековья: когда-то были короли, которые нападали на чужие земли. Они вели захватнические войны, чтобы расширить свои государства. Сейчас у нас в принципе то же самое, — рассказывает Наталья Довгань, воспитательница из Тернополя.



4-летний Богдан внимательно следит за тем, чтобы родители не забывали про мелочи
4-летний Богдан внимательно следит за тем, чтобы родители не забывали про мелочи

Она подтверждает слова Алены и Анастасии: в играх дети полностью копируют образ жизни, поведение и социальные роли своих родителей.

— Играя в семью, они повторяют все, что видели и слышали дома. Например, у одной девочки мама закрыла пьяного папу в подвале, чтобы тот посидел там, пока не протрезвеет. И ребенок, копируя взрослых, по такому же сюжету понарошку закрывала мальчика из группы. Другие малыши воображают, как ездят в Польшу на заработки. Что характерно, в своих играх они отражают небедную жизнь — за нарисованную валюту покупают все, что им хочется, ходят в кино, заправляют авто. Хотят, чтобы у них обязательно была своя фирма, много денег на расходы, машина, хотя в реальной жизни из двадцати семей наших воспитанников автомобиль есть только у пяти. Любопытно: президентом, как десять лет назад, уже никто не хочет быть. "Чтобы быть президентом, нужно иметь много танков и банков. Без них править страной не получится", — на полном серьезе убеждают наши детсадовцы, — рассказывает Наталья.

Общество детского сада: мирные жители, плохой Борис и обличающий шериф

Ольга и Алексей Осадчиевы из Харькова специально перевели своих детей из частного садика в муниципальный.

— Там нет идеальных тепличных условий. Ребенок сталкивается с проблемами и учится их решать, учится находить общий язык не с нянечкой, которая кружит вокруг него все время, а с другими детьми, — сразу же объяснила мама шестилетнего Саши и трехлетней Веры.

Вопрос социализации Ольга считает очень важным, пристально наблюдая за этим процессом у своих детишек.

— В группе детского сада четко прослеживается общественная структура. Иерархии нет, потому что дети слишком маленькие и лидер еще не проявился. Там пока горизонталь. Александр в ней крепко держит свою позицию. Он занял ее очень умело. Сначала решил понравиться воспитательницам — где-то подыграл, где-то помог. Они очаровались и начали давать ему самые ответственные роли в утреннике. Для других детей это стало своеобразным знаком, и они приняли Сашу в свой коллектив, — посматривая на рисунки сына, говорит Ольга.

Садик научил ребенка ответственно относиться к своим вещам и выяснять отношения. Каждый день Саша берет с собой какую-то важную для себя вещь — фотоаппарат, чтоб снимать группу, или любимый альбом для рисования. Мальчик понимает: если с ними что-то случится, то отвечать перед родителями за дорогие вещи придется ему. Поэтому он не разрешает никому брать их без спроса, а когда такое случается, устраивает серьезный разговор.

Еще у Александра уже есть невеста. Ее зовут Полина. Их обоюдная симпатия перетекает в нежность и имеет четкие планы на будущее.

— Саша решил для себя: он обязан жениться на Полине. Согласись, не от каждого тридцатилетнего мужчины сегодня такое услышишь. А сын мне уже заявил, что наша двухкомнатная квартира не подходит и им с Полиной придется построить дом, — разводит руками мама мальчишки.

Пока до дома далеко, дети обходятся мелкими подарками. Саша регулярно носит Полине стразы, а она ему взамен презентовала кристалл. Причем девочка понимает: хороших парней разбирают быстро, поэтому теряться и расслабляться нельзя, а то уведут. Так что она часто берет инициативу в свои руки. Тихий час, беседы на соседних кроватях — все, как положено.

— Но мир не идеален. Как Александр реагирует, когда видит на улице пьяных людей, бездомных?

— Таковые ему пока не попадались на глаза. Зато его как человека, мечтающего стать супергероем, волнует вопрос, кто такие преступники. Он застал меня им врасплох, и я даже не знала, что ответить. "Это люди, совершающие плохие поступки. Возможно, ими становятся дети, которых недолюбили, которые получили недостаточно внимания, которые плохо себя вели", — наскоро сообразила я. "Я знаю, кто в моей группе станет преступником, — Боря", — в ответ резюмировал сын. Боря — это мальчик со сложным характером из непростой семьи. Он очень агрессивный, — продолжая следить за тем, как ребенок рисует очередную картинку, делится Ольга.

6-летний Саша хорошо знает, как важно женщинам дарить стразы

Как дети впечатляются страной

О том, чем живут дети столичного региона, рассказала Ольга Решетилова. Ее пятилетний сын Назар завоевывает авторитет в детском саду Вышгорода.

— То, что происходит в их обществе, это маленькая копия нашего взрослого мира. Там обязательно есть лидер среди мальчиков и девочка — обладательница зрительских симпатий. Кстати, для детей такого возраста внешность неважна. Мальчикам больше нравятся девочки, с которыми интереснее играть, которые придумывают новые сюжеты для игр. Назар — неформальный лидер. Он долго присматривается к коллективу, прежде чем проявить какую-то инициативу. Но когда видит, что кто-то захватывает лидерство, ему неприятно, поскольку уже есть амбиции, — говорит мама мальчика.

По словам Ольги, дестабилизацию в детский социум вносит внимание к кому-то одному со стороны взрослых. Поэтому воспитателям, даже если у них есть любимчики, стоит скрывать это. Как, собственно, и родителям, для которых их ребенок, конечно же, самый лучший, не нужно превозносить его или, наоборот, унижать на площадке. Так он сможет сам завоевать авторитет в своем обществе.

— Я стараюсь общаться с сыном на равных. Часто хочется топнуть ногой и сказать: "Я лучше знаю", но сдерживаюсь. Иногда он ведет себя как старший. Например, однажды я упала и ударилась. Лежу, а Назар причитает надо мной, что надо быть осторожней, аккуратней. С тех пор я всем говорю: не вздумайте воспитывать своих детей, когда им больно, это очень обидно. На себе проверила, — смеется Ольга.



Воспитатель Наталья Довгань убеждена, что недостаток в общении может сказаться на развитии детей
Воспитатель Наталья Довгань убеждена, что недостаток в общении может сказаться на развитии детей

Она отмечает: детские переживания идентичны взрослым и их сила пропорциональна возрасту. То, что нам кажется мелким, для малышей на уровне того, что ощущаем и мы. Поэтому можно справедливо говорить о примерно одинаковом эмоциональном уровне.

— Нам, взрослым, очень важно научиться слушать своих детей, не перебивать, не вставлять свои пять копеек в их рассуждения. У них можно многое почерпнуть. Они серьезно рассуждают, остро шутят. Современная детвора в принципе быстро взрослеет. К примеру, крестная подарила нам книгу Ларисы Денисенко "Майя и ее мамы" про нетрадиционные семьи. В классе 17 учеников, и у каждого своя история. Я думала, Назар слишком маленький и еще не воспримет. Но его очень зацепило. Попросил прочитать ее еще раз, чтоб продумать все, — продолжает Ольга.

Кстати, пятилетний мальчик неравнодушен к происходящему в стране и однозначно позиционирует себя патриотом.

— Мы ездили с ним в Пирогово, читали книги об истории, я рассказывала про казаков. Сегодня у сына любимая песня казацкая — про "коняку-розбишаку". В годовщину расстрелов мы были с ним на Майдане, и Назар вспомнил наши первые прогулки еще до разгона студентов: "А тут мы пели гимн". Очень удивилась, потому что он тогда был совсем маленьким. Когда шли по Институтской, я рассказывала ребенку, что там происходило, и его это очень впечатлило. Еще несколько дней задавал вопросы, — вспоминает Ольга Решетилова.

При этом кумиры Назара — командир 17-го батальона и рота "Койот". Первый подарил ему бинокль, а вторые — флаг с автографами, который вынесли из Зайцева. Для мальчика это великолепные подарки.

— Сначала Назар фотографировался с полицейскими и мечтал стать, как они, но потом захотел быть военным. Правда, однажды он приехал к бабушке и девочка-соседка сказала: "Так их же убивают". Ребенок расстроился, все обдумал и теперь в будущем видит себя военным врачом, — делится мама Назара.

Проблемы дошкольников: дефицит внимания и асоциальность

А какие проблемы у нынешних детей? Чем они отличаются от тех, что были у предыдущих поколений? Воспитатель Наталья Довгань отвечает: важный элемент, присущий современным малышам, нехватка общения. Не со сверстниками — с родителями. Они настолько заняты зарабатыванием денег и бытовыми проблемами, что засиживаться в детской им просто некогда.

— Больше всего нуждаются во внимании дети в возрасте от 4,5 до 6,5 лет. Если они не получают его от родителей, то ищут в другом месте. Часто приходят ко мне. Рассказывают все, что видели, слышали. Даже вопросы задавать не нужно — сами все выкладывают, — улыбается воспитатель Наталья Довгань.

По ее словам, недостаток общения может сказаться как на начальном развитии детей, так и на взрослой жизни. Как пример она приводит свою воспитанницу, которой в сентябре идти в школу, а она совершенно не ориентируется в тетради. В других случаях ребята не знают, какие цветы на ощупь, какой у них запах. Естественно, как ты узнаешь вкус мороженого, если никогда его не пробовал?

В будущем это может привести к тому, что такие люди не сумеют решить элементарнейшую жизненную проблему. А причина всего лишь в том, что на определенном этапе они не познакомились с самыми простыми категориями, принципами, правилами.

"Когда моя дочь Марта (6 лет) видит по телевизору сюжеты из Донбасса, говорит: "Мам, давай отдадим тем деткам мои игрушки и платья. У меня много, а у них — нет"


Наталья Довгань 
Воспитатель
Наталья Довгань Воспитатель

— Кроме того, у малышей должным образом не раскрываются таланты, желания, предпочтения. Вырастая, такой человек не знает, какую компанию выбрать, куда себя определить. Им легко манипулировать, завлекать в любые, не всегда порядочные круги, — рассуждает педагог.

Она называет вторую проблему современного детства — асоциальность. Если ребенок проводит недостаточно много времени с другими детьми, а мама, занятая хозяйством, все чаще вручает ему планшет или телефон, у него возникает социальное безразличие — резко уменьшается желание взаимодействовать с обществом.

— В результате ваше чадо может вырасти либо самолюбом, либо совершенно не способным налаживать какие-либо контакты. В любом случае в жизни ему будет очень сложно. Кстати, немало проблем возникает у детишек из религиозных семей. У них есть четкая система ценностей. Когда они видят, что другие их не придерживаются, то считают, что те живут неправильно, и отстраняются от неугодного социума.

А еще некоторые дети настолько сроднились с гаджетами, что при общении с живыми мальчиками и девочками то и дело случаются сбои. Показательный случай.

Подходит ко мне Маша, дочка знакомых. Чудеснейшая девочка четырех лет. Для своего возраста много чего знает, понимает, умеет и обо всем этом может тараторить без умолку.

— У меня был очень плохой день, — жалуется Маша, вытирая нос рукой.

— Что такое? — интересуюсь.

— В садике со мной не хотят играть, обращаются, как с собачкой.

— Да ладно! Как это?

— Все играют со своими планшетами, а меня к себе не берут, — в голосе Маши звучит вселенское, не меньше, разочарование.

— А ты предложи ребятам какую-то общую игру, заинтересуй их тем, что у тебя есть, поделись чем-то, — советую я.

— Можно! У меня новая игра появилась! Она очень простая, там только две кнопки нужно нажимать. Хочешь, покажу? — радостно визжит дитя и убегает в другую комнату за планшетом.

Выдохнув, я предложила Маше поиграть человечками из "Лего". Больше часа мы бороздили океан, прятались от цунами, готовили ужин, праздновали именины. На следующий день с готовым сценарием она пошла в детский сад. День у нее выдался хорошим. У остальной группы, кстати, тоже.

5-летний Назар понимает, что сначала нужно присмотреться к коллективу, прежде чем проявлять инициативу

Сегодня дети более уверены в себе, не боятся экспериментировать

В чем особенности современных детей? Действительно ли гаджеты могут спровоцировать социальное безразличие? Эти вопросы Фокус задал Юлии Святенко, кандидату психологических наук, доценту кафедры практической психологии Национального педагогического университета имени Драгоманова.

— Если сравнивать нынешнее поколение с предыдущим, то эти дети активнее, подвижнее. Могут за более короткое время обработать большее количество информации. Они более развиты и старше, чем мы думаем. Например, часто ребенок сам озвучивает свою проблему, когда родители приводят его к психологу.

В 8–9 лет дети спокойно могут рассказывать о сексе. Часто сталкиваюсь с тем, что родители не ограничивают ребенка, разрешают детям 10 лет смотреть фильмы "для взрослых", но потом обсуждают это с ними. В таких семьях у детей нет секретов от родителей, есть доверие и открытость.



Психолог Юлия Святенко не сомневается, что дети копируют действия взрослых
Психолог Юлия Святенко не сомневается, что дети копируют действия взрослых

Сегодня дети более уверены в себе, не боятся экспериментировать, проявлять себя. К примеру, помимо кружков и секций, которые они посещают, многие ведут свой канал на YouTube.

Новое поколение путешествует больше нашего. Если мы росли в рамках своего двора, то немало современных ребят уже побывали в Европе и Америке и знакомы с бытом и менталитетом других стран. Кстати, за рубежом дорогие телефоны и бренды не считаются показателем крутости.

Об игрушках. Конечно, они стали другими. Это уже не палки, как когда-то, а пластиковые автоматы. У многих есть планшеты. От техники мы все равно никуда не уйдем. У нас сейчас все компьютеризируется. В Финляндии, например, первоклассники учатся читать, писать и набирать на клавиатуре. Старшеклассники уже полностью учатся на компьютерах. Если у какого-то ребенка дома нет ПК, школа выдает в пользование, пока семья не сможет купить сама.

Переживать о том, что дети не смогут нормально общаться друг с другом, не стоит. Смогут. Это как с электронными книгами. Когда они только появились, были опасения, что бумажные никто теперь читать не станет. Но нет, их покупают.

Важно научить ребенка пользоваться техникой эффективно, а не только для соцсетей. В этом важен пример взрослых. Если сын видит, что папа после работы играет в "Танчики", а мама готовит еду, то он тоже сядет и будет играть в "Танчики". А если папа поднимется с дивана, сядет на велосипед и поедет с ребенком в лес, то у него появятся совсем другие нормы досуга.

Да, дети хорошо копируют поведение родителей. Как-то в садике наблюдала следующую картину. Мальчики ходят с кеглями и изображают, как пьют пиво, а девочки с мячами имитируют беременность. Поэтому взрослым нужно следить за тем, как они себя ведут.