Домашняя работа. Почему фриланс подходит не всем

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Что нужно предпринять, чтобы не одичать в одиночестве, и как спланировать день, чтобы все успевать

Related video

Новые технологии позволяют человеку работать дома, уединенно, без коллег в общем кабинете. Хорошо это или плохо с точки зрения психологического комфорта? И возможен ли этот комфорт без "встречных" усилий ситуативного работодателя? Недавно я сама пережила превращение из человека офисного во фрилансера. Тот еще опыт.

Я 15 лет отработала в офисе. Реорганизация нашего учреждения закончилась словами работодателя: "С завтрашнего дня вам предлагается сотрудничество по гражданско-правовому договору".

Вот это да! Никакого подъема в 6 утра, двух пересадок по дороге на работу (кто переходил с "Золотых ворот" на "Театральную" в час пик, поймет), никакой тесноты в маршрутке. И бесконечно много свободного времени — 2,5 часа, которые я ежедневно тратила на дорогу, будут моими — при той же заработной плате. И все неспешно, без надрыва.

Наивная курица.

Ломка

Первые дни я таки вставала в 6 утра — сказывалась многолетняя привычка. Но что делать в шесть часов? Ну утренняя зарядка, душ. Семь. Что дальше? Домашние приучены сами собираться утром, моя помощь их только раздражает. Завтракать? Я много лет завтракала на работе. К тому же после физических упражнений не прошло еще двух часов, то есть вся еда пойдет в жир. Работать? В семь часов? Как-то не того… Пойти прогуляться в ближайшем парке? С какой радости?.. Значит — Facebook, новостные сайты, фильмы, на просмотр которых раньше не было времени. Через две недели организм восстал против такого издевательства и стал просыпаться в восемь. Другое дело.

Вечером спасительный сигнал "завтра рано утречком на работу" тоже очень скоро отключился: причины ложиться спать в 23:00 уже не было. Снова Facebook, болтовня с подружками, фильмы. Хроническое недосыпание. Сама собой появилась потребность в дневном сне…

Весь годами выстроенный режим полетел к черту, пижама оказалась очень удобной рабочей униформой, диван прекрасно выполнял функции обеденного стола. Правда, в 13:00 я чувствовала себя собакой Павлова — казалось, даже слышу офисный звонок на обеденный перерыв, а в 18:00 хотелось срываться и бежать на метро. Вот это дрессура.

Весь годами выстроенный режим полетел к черту, пижама оказалась очень удобной рабочей униформой, диван прекрасно выполнял функции обеденного стола

Мне казалось, я располагаю массой свободного времени и все-все успею. Но я ничего не успевала. Заказы, на выполнение которых в офисе тратилось сравнительно мало времени, дома "жевались", как собственное тело. Сто чертей! На кухне мне щерилась невымытая посуда, под ногами хрустел песок, пыль на мебели выедала глаза, домашние постоянно просили чего-то вкусненького.

— Ты же дома, — говорила семья, — тебе проще выполнять домашнюю работу.

— Что?!!

Пришлось вдалбливать, что хоть и дома, но я работаю. И объемы моей работы не уменьшились. Следовательно, восемь часов как минимум я занята зарабатыванием денег для семьи. А потому домашнюю работу распределяем на всех, как и раньше.

Я начала себя организовывать. Подъем, зарядка, работа, завтрак, прогулка, работа, обед, прогулка, работа, ужин, работа. Домашние дела. Я вошла в график сдачи заказов, я пошла на опережение. Даже в субботу и воскресенье не могла расслабиться — боялась, что опять доведу ситуацию до аврала.

Ну просто в застенке!

Чего мне хочется? Снова вставать в шесть часов? Нет. Хочется любой ценой добираться на работу до девяти часов и возвращаться с обеденного перерыва ровно в 14:00? Нет. Что же не так?

Изоляция.

Мое общение с внешним миром свелось к электронной почте, Messenger и Viber. Этими средствами связи мне передавали заказы от работодателей. Были деньги на карте, но не было публичной похвалы на летучках и перекурах, был выполненный заказ, но не было ощущения причастности к полезному общему делу.

Я соскучилась по смеху коллег перед зеркалом в гардеробе, по анекдотам за офисным чайным столом, по женским разговорам, по вот этой ежедневной игре человеческих натур и характеров.

Я начала с завистью смотреть на ухоженных дамочек, которые утром собирались на остановке под моим окном. Мне с утра некуда было идти. За много недель выходила в люди всего один раз. Когда шла по Крещатику, казалось, что все прохожие смотрят на меня, — верный признак одичания.

Надо встретиться с психологом. Итак, Людмила Карамушка, президент Украинской ассоциации организационных психологов и психологов труда.

Виртуальная организация

— Сразу замечу: работать дистанционно, без ежедневного контроля руководства, может далеко не каждый. Либо это интроверт, который более направлен на свой внутренний мир и нуждается в уединении для душевного комфорта. Либо это человек, который четко организует себя и свою деятельность: умело перемежает работу, семейные обязанности, спорт, эмоциональную разрядку — у него на все хватает времени, он не выгорает независимо от того, где и в каких условиях работает. Кроме самоорганизации, еще должна быть высокая позитивная личностная мотивация к своей деятельности и соответствующая материальная заинтересованность.

Fullscreen

Вербальные пряники. Психолог Людмила Карамушка знает, как важна для сотрудников позитивная оценка, звучащая из уст руководства

Как адаптироваться к ситуации, когда фрилансеры получают заказ, сдают работу через интернет, общаясь часто только с одним человеком, да и то виртуально?

— Человек, который работает в таком формате, на одной территории выполняет профессиональные, семейные и индивидуальные функции. Чтобы это получалось, нужно четко осознавать цели своей работы, потом их дробить на конкретные задания.

Можно сутками сидеть за компьютером, но кто за тебя будет убирать, покупать продукты, общаться с детьми, друзьями, посещать бассейн или культурные мероприятия? В офисе работа — лишь часть жизни, ты ею занимаешься восемь часов, у тебя есть время "до работы" и "после работы". А когда ты работаешь дома, надо уметь вычленить часы только для работы, только для семьи, только для отдыха, то есть для конкретного задания на конкретный промежуток времени. Кроме того, нужен высокий уровень самоконтроля, чтобы не спать и не развлекаться целый день, отложив работу на потом.

Какие же психологические плюсы и минусы такого формата работы?

— Плюсы очевидны: ты не среднестатистическая штатная единица, которая вынуждена работать в нужном для офиса ритме. Ты сам регулируешь нагрузку, периоды работы, экономишь время и деньги на транспорт, избегаешь ненужных тебе офисных разборок и т. п.

А среди минусов — бытовое разгильдяйство, например, когда человек перестает обращать внимание на свой внешний вид. Но самый большой минус — это проблемы общения. Человек почти не общается устно, не контактирует с окружающими лицом к лицу. Не видит эмоций собеседника, нет тактильного контакта. Такое технологизированное общение вслепую вызывает у человека дополнительное психологическое напряжение. Кроме того, человек попадает в зависимость от средств связи, даже от их исправности в нужную ему минуту, и это снова становится причиной психологического напряжения.

Каким же образом фрилансер может чувствовать себя членом команды?

— Обычно фрилансер выполняет заказ, который является частью большого проекта: пишет статьи, производит расчеты и т. д. В то же время над этим проектом работают другие люди. Они все — члены виртуальной команды, производящей один совместный продукт. Чтобы члены виртуальной команды качественно работали, чтобы сама виртуальная команда как организация оптимально функционировала, общение в ней периодически должно быть в формате "лицом к лицу" — в начале выполнения проекта, во время работы над ним и по его окончании.

"Самый большой минус фриланса — проблемы общения. Человек почти не имеет устной коммуникации, не имеет главного — общения лицом к лицу. Ты не видишь эмоций собеседника, нет тактильного контакта"

Если человек совсем не имеет эмоционального общения с работодателем и коллегами, не чувствует принадлежности к какой-то группе, это не прибавляет ему трудоспособности, ведь человек существо общественное. Он нуждается в признании ценности своей работы со стороны коллег и руководства, ему нравится, когда его хвалят перед коллегами. И даже когда в коллективе человеку делают замечания, это идет ему на пользу — включается процесс само­усовершенствования. Большинство из нас, внезапно отделяясь от коллектива, переживает стресс.

Поэтому в виртуальной команде тоже нужно удовлетворять все "коллективистские" потребности. Другое дело, что осуществляться это может другим способом, нежели в офисе, например, в режиме скайп-конференций, семинаров и тренингов, докладов или встреч рабочих групп и т. п. Но позитивная обратная связь обязательно должна быть — необходимы и благодарность, и поздравления с днем рождения или днем свадьбы, и премирование стажировкой в центральном офисе или участием в корпоративе на островах за счет работодателя.

Это зависит от работодателя, руководителя виртуальной ко­манды?

— Безусловно. Руководитель, собственник должен задать тон позитивному сотрудничеству. Именно ему надлежит ввести фрилансера в виртуальную команду. Работодатель говорит человеку: "Мы принимаем ваш индивидуальный стиль, работайте на общий результат в удобном для вас формате. Но есть общая цель, следовательно, мы должны четко придерживаться дедлайнов, которые поставлены в отношении тем, продуктов, проектов". То есть руководитель должен показать роль каждого в выполнении общего задания. Он должен определить общую цель и конкретные функции, которые будет выполнять человек в команде.

Второе. Руководитель должен периодически выходить на связь с работником — не только отправлять ему заказы, но и дискутировать, консультировать, информировать о состоянии дел в общем проекте.

Третье. Он должен обеспечить коммуникацию работника с другими членами команды. Каждый партнер и помощник каждого, поскольку принцип команды — это партнерство и взаимопомощь. Даже если фрилансер делает незначительный вклад в общий проект, он работает на общий успех. То есть речь идет об общей позитивной установке на работу.

Но в основном речь идет о ситуативной виртуальной команде. Сегодня я работаю на одного заказчика, завтра на другого.

— Ситуативность — это один из современных способов организации профессиональной деятельности. Ясно, что функции основных работников и частично задействованных в проекте разные, но этих людей, фрилансеров, для чего-то привлекают, значит, они нужны этой организации. Если этих людей наняли, то они должны получать такую же позитивную оценку в отношении результативности своей работы, как и те, кто в штате. Если человек чувствует себя на обочине, если работодатель не вкладывает в своего работника, пусть и ситуативного, никаких ресурсов, последний не будет иметь позитивного настроя на работу. Работодатель должен быть настроен не на временное использование работника, а на сотрудничество с ним. Согласитесь, это разные вещи.

Восемь часов в сутки

Не знаю, прочитают ли этот материал мои потенциальные ситуативные работодатели. Зато я теперь знаю, как поступить: отныне буду отводить на работу суммарно не больше восьми часов в сутки. Позволю себе два выходных в неделю. И 36 календарных дней отпуска в год, как предусмотрено законодательством для журналистов. Фриланс — не галеры и не курорт. Просто специ­фический вид организации работы. Слово "организация" — для меня отныне ключевое.