Расчет окончен: новый патриарх всея Руси выстраивает властную вертикаль

Кризисные времена не обошли стороной и церковь. Новый патриарх всея Руси выстраивает властную вертикаль, чтобы контролировать экономическую деятельность Русской православной церкви

Еще совсем недавно богатые прихожане не скупились на строительство часовен в деревеньках, расположенных в пригороде Москвы. Количество фондов, вроде Клуба православных предпринимателей, росло так же стабильно, как и цены на нефть. Сегодня поток благотворительности измельчал. И хотя государство помогает финансами и впервые со времен царской России дало согласие на возвращение принадлежащего когда-то церкви имущества, хаотичное и децентрализованное устройство РПЦ по-прежнему остается головной болью Московского патриархата. Проконтролировать и повлиять на епархии, которых только в Российской Федерации насчитывается 70, практически невозможно.

Николай Митрохин, научный сотрудник Центра Восточноевропейских исследований Бременского университета, эксперт по вопросам религии, сравнивает церковь с огромной корпорацией, состоящей из десятков тысяч "самостоятельных экономических агентов". И это без учета коммерческих структур, действующих при храмах. Современное экономическое устройство РПЦ, по мнению Митрохина, похоже на "трехслойный пирог" (патриархия – епархия – приход). На каждом уровне при отсутствии финансовой отчетности действует правило десятины, которая отчисляется в вышестоящую инстанцию.

Сами служители церкви признаются, что "белая" отчетность прихода не имеет ничего общего с реальными доходами храма. Митрохин оценивает суммарный годовой оборот средств РПЦ на территории России как минимум в $100 млн.

"Основным источником финансирования церкви по-прежнему являются пожертвования. А этот источник в связи с кризисом измельчал"

Церковная вертикаль
У церковного руководства практически не существует рычагов влияния на епархии и уж тем более не существует контроля над их финансовой деятельностью. Реформа патриарха Кирилла, о которой было объявлено на заседании Синода 31 марта, должна решить эту проблему. По словам отца Владимира, руководителя пресс-службы патриарха Кирилла, изменения коснутся не только верхушки РПЦ, но и регионов.

– Думаю, что реформа будет продолжена, – говорит Фокусу отец Владимир. – Сейчас организованы два хозяйственно-экономических управления. Одно связано с общей экономической деятельностью церкви, возглавит управление епископ Тихон. Хозяйственной деятельностью самой патриархии займется епископ Сергий. Этого раньше не было. Назначение епископов на такие должности означает, что этому вопросу будет придаваться очень большое значение.

Но как именно епископам удастся взять под контроль экономическую деятельность епархий, отец Владимир пока не знает.

– Думаю, в процессе выяснится круг обязанностей управлений, и как именно они будут исполняться, – говорит он.

Темные времена
В середине 90-х государство, чтобы хоть как-то помочь церкви, освободило РПЦ от уплаты таможенных пошлин. Это позволило компаниям, близким к церкви, ввозить в Россию табак и алкоголь в льготном режиме. По мнению недавно выступившего на "Эхо Москвы" бывшего руководителя Государственной налоговой службы РФ, а ныне члена Совета Федерации Александра Починка, такая государственная помощь стала причиной массовых злоупотреблений, ведь тогда по одной и той же декларации товары ввозились в страну десятки раз. По необлагаемому коридору в Россию попадала продукция и покрупнее алкоголя и табака, к примеру, мерседесы, значившиеся в декларации как санитарные машины. Под видом гуманитарной помощи этот товар ввозился в Россию. Председателем синоидального Отдела внешних церковных связей в те времена был нынешний патриарх Кирилл. Пресса связывала его с вышеупомянутым гуманитарным проектом и называла "водочным митрополитом". Справедливости ради стоит заметить, что вскоре после введения таможенных льгот Алексий II принял решение, согласно которому все имущество высших церковных иерархов после их смерти будет возвращаться церкви. В конце 90-х РПЦ решила отказаться от льгот. Но ей еще долго пришлось отмываться от потоков компромата бурных 90-х.

В 2006 году государство снова пошло навстречу религиозным организациям и освободило их от уплаты НДС.

Когда в 2008-м в двери постучал экономический кризис, патриарх Алексий II направил письмо президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой "обеспечить стабильность Русской православной церкви в новых финансовых условиях". РПЦ просила о предоставлении льгот в оплате коммунальных услуг, об освобождении от налога на имущество и беспроцентной ссуде от государства для "минимизации негативных последствий финансовой нестабильности". Глава РПЦ руководствовался тем, что основным источником финансирования церкви по-прежнему являются пожертвования. А этот источник в связи с кризисом измельчал.

Впрочем, в российской прессе неоднократно появлялась информация об альтернативных источниках дохода РПЦ. В частности, по данным "Новых известий", Московская патриархия предлагала "Роспатенту" свои консультаций в случае, если в организацию будут поступать заявки о регистрации торговых марок с "религиозной тематикой". Как пишет газета, предприниматели, на продукции которых есть подобные названия или символика, исправно платят представителям церкви "десятину" от прибыли. В качестве примера газета приводит историю с минеральной водой "Святой источник". Когда эту торговую марку приобрела компания Nestle, изменился не только дизайн этикетки, с нее также исчезла подпись "Бутилирована по благословению Святейшего патриарха", подпись и личная печать архиепископа Костромского и Галичского Александра (Могилева). Предыдущий владелец "Святого источника", по данным газеты, ежегодно платил местной епархии 250 тысяч долларов.

Немало шума в прессе наделал и Центр инвестиционных проектов (ЦИП), созданный в 2004 году. И хотя в патриархии заявляют, что никакого отношения к РПЦ центр не имеет, в российских масс-медиа неоднократно появлялись материалы о его бурной инвестиционной деятельности.

По данным издания "Собеседник", в престижных центральных районах Москвы РПЦ принадлежат более ста земельных участков. На этих участках якобы до кризиса планировалось строительство различных объектов: бизнес-центров, торговых и элитных жилых комплексов, гостиниц. С Центром связывают и возведение гостиницы "Даниловская" при Даниловском монастыре в Москве. Автор статьи пишет о том, что поначалу гостиница планировалась как недорогой постой для паломников и священников, но теперь здесь более 100 стандартных и полулюксовых номеров, номера-апартаменты, две сауны, ресторан, бизнес-центр. Цены, отмечает издание, скорее по карману бизнесменам, а не паломникам.

– Центр находится при Даниловском монастыре. Но я о нем ничего не знаю, – говорит отец Владимир. – По-моему, он приостановил свою деятельность. Но, в любом случае, он к патриархии отношения не имеет. Да, патриарх (Алексий II) благословил деятельность некоторых людей. Но чем они занимались, не знаю.

Отец Владимир говорит, что читал о деятельности центра в прессе. Но на вопрос об участии ЦИП в строительстве бизнес- и торговых площадей заявляет:

– Этого не было. Я бы точно знал.

На трех работах
Чиновники нередко относятся к поиску церковью дополнительных доходов с пониманием. Ведь до недавних пор государство практически не принимало участия в жизни религиозных организаций. Теперь власти нередко идут РПЦ навстречу. Но это чаще касается строительства крупных объектов, таких как Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. В новом бюджете на строительство предусмотрено 1 млрд. рублей. Но епархии средней и севернее средней полосы России, вроде Псковской, Новгородской, Тверской, Нижегородской, по-прежнему самые бедные в РПЦ.

– Многие священники не могут существовать на зарплату храма. Я знаю, что священнослужители в селах преподают в школах географию, математику, русский язык, литературу. Это встречается редко, но бывает. Знаю нескольких священников, которые являются председателями колхозов, – рассказывает Фокусу отец Владимир.

О священниках, которые участвовали бы в бизнес-проектах, пресс-секретарь патриарха ничего не знает.

Что же касается проектов по восстановлению храмов, то большая часть из них сейчас заморожена. Не лучше обстоят дела и с благотворительными проектами епархий. Отец Владимир приводит в пример Калужскую епархию, которая вынуждена была приостановить финансовую помощь тем семьям, которые берут к себе на лето детей из детдомов. В этом году на это денег нет.

Как формируется бюджет РПЦ
Московская патриархия
Предприятие «Софрино» (производство свечей, икон, облачений, утвари, куполов) Пенсионный фонд
Гостиничный комплекс «Даниловский» Содержание духовных
учебных заведений
Отчисления храмов Москвы
и ставропигиальных монастырей
Содержание патриархии, структур РПЦ и штата сотрудников
Пожертвования частных лиц и компаний Восстановление храмов
Инвестиционные проекты (возведение коммерческой и жилой недвижимости на церковной земле)
Банки «Софрино» и «Пересвет»
Епархия Отчисления в Московскую патриархию 10%
Доходы от епархиального склада (продажа приходам свечей, литературы, утвари) Содержание епархии (коммунальные услуги,
канцелярские расходы)
Поступления от кафедрального собора, настоятелем которого формально является правящий архиерей Жалование служащим
Организация паломничеств, «гастролирующих святынь»
Производство свечей, полиграфия,
разлив воды, операции с недвижимостью
Пожертвования частных лиц и компаний
Приход Епархиальный налог 10%
Продажа свечей (наценка до 2500%) Содержание храма (закупка лампадного масла, ладана, вина, муки, коммунальные услуги)
Торговля книгами и утварью (иконы, крестики) Жалование служащим (священники, бухгалтер,
хор, сторожа,
уборщицы)
Кружечный сбор (пожертвования во время службы) Воскресная школа
или благотворительная столовая
Поминовения и требы (крещение, отпевание, чтение акафистов и поминальных записок)
Пожертвования частных лиц и компаний (на капитальный ремонт, строительство,
покупку долгосрочной утвари)
Коммерческая деятельность священников (изготовление надгробных камней, алкогольный минизавод)