Канны-2009. Кино для себя

Главные призы 62-го Каннского кинофестиваля собрали высоко-художественные, но невыносимые для простого смертного фильмы с обилием насилия в кадре

Related video

Прогремевшие звездными именами конкурсантов 62-е Канны оказались, пожалуй, самыми киноманскими в истории фестиваля. Большинство конкурсных фильмов – кино о кино. В их числе "Разорванные объятия" Педро Альмодовара, "Лица" Цай Мин-Ляна и "Дикие травы" Алена Рене. Про "Месть" Джонни То и тарантиновских "Ублюдков" и говорить нечего, настолько все это киноманские штучки.

Ужасы века
Как выяснилось во время раздачи "Пальмовых ветвей", постмодернистские приемы сегодня уже почти не работают и вызывают скорее умиление, чем восторг. Может, именно потому из всей этой киногвардии отметили лишь Тарантино за отлично подобранного актера Кристофа Вальца ("Лучшая мужская роль") да ветерану Рене вручили приз за выслугу лет.

Взявший "Золотую пальмовую ветвь" Михаэль Ханеке с черно-белой драмой "Белая лента" на фоне этих мастодонтов выглядит мастером нового поколения. Фильм Ханеке, в котором то и дело кто-то умирает мучительной смертью, демонстрирует современный, незамутненный экранным экстремизмом взгляд на актуальные проблемы. Накрахмаленный мещанский быт у него представлен как почва, из которой выросли все ужасы двадцатого века.

Победа Ханеке, никогда прежде не выигрывавшего главный каннский трофей, и полученное Жаком Одияром Гран-при за фильм "Пророк" – это, конечно, из разряда плюсов нынешних Каннов. Но хватало и странностей. Зачем отборщикам понадобился Марко Белоккио с байопиком о Муссолини или, скажем, Изабель Койше, сделавшая еще более никудышное кино, чем относительно недавняя "Элегия"? На их месте могли бы быть более талантливые братья Коэны, Джим Джарумуш или Френсис Форд Коппола.

Последний, впрочем, согласился на предложение показать свое черно-белое "Тетро" вне конкурса. На несколько сеансов народ ломился как ошпаренный, а вечеринка, устроенная Копполой в честь премьеры, стала самой громкой и яркой за все время фестиваля. Фирменное копполовское вино лилось рекой, а подаваемые блюда удивили даже видавших виды.


Пир не вовремя
На широкую ногу гуляли еще разве что россияне, буквально стелившие дорожки из черной икры в день премьеры "Царя" Павла Лунгина. Пир остановила весть о кончине Олега Янковского, сыгравшего в "Царе" свою последнюю роль.

Помимо скромных в основном гуляний 62-е Канны войдут в историю благодаря еще нескольким любопытным эпизодам, вроде зажигательных плясок Тарантино на красной ковровой дорожке в день премьеры "Бесславных ублюдков". А также скандала с "Антихристом" Ларса фон Триера, которого разгневанные зрители едва не распяли после премьеры.

Нынешний фестиваль, к удивлению, оказался не самым сильным по части ретроспектив, хотя кое-что все-таки публике подбросили. Гвоздем программы нетленок стала премьера оцифрованной версии "Красных башмачков" (1949) Майкла Пауэлла и Эмериха Пресбургера, устроенная Мартином Скорсезе. Зал Дебюсси в тот вечер ломился от звезд и простых смертных. Тильда Суинтон, Джеймс Грей, Энг Ли и другие встречали Скорсезе стоя. Некоторые даже подобрали концептуальные наряды: к примеру, Розанна Аркет щеголяла в красных балетках.


Грянувший экономический кризис ударил не только по каннским вечеринкам, но и по быту французов. Протестуя против бездействия своего правительства, манифестанты умудрились обесточить главный фестивальный центр. Неприятный инцидент едва не сорвал премьеру нового фильма Педро Альмодовара "Разорванные объятия".

Из-за кризиса снизилась активность и каннского кинорынка. Даже крупные игроки уезжали с Ривьеры, не совершив ни одной сделки – все контракты были на стадии предложений. Нескромность проявили лишь российские дистрибьюторы, фактические поставившие своим американским коллегам ультимативное условие – либо 90% скидки на фильмы, либо разрыв всяких отношений. Интересно, что они в этом случае собираются прокатывать? "Обитаемый остров"?

Триумфаторы Каннского фестиваля
• «Золотая пальмовая ветвь» Михаэль Ханеке («Белая повязка»)
• Гран-при Жак Одияр («Пророк»)
• Приз за лучший сценарий Лоу Йе («Весенняя лихорадка»)
• Приз лучшему режиссёру Бриллианте Мендоса («Резня»)
• Приз лучшей исполнительнице женской роли Шарлотт Гензбур («Антихрист»)
• Приз лучшему исполнителю мужской роли Кристоф Вальц («Бесславные ублюдки»)
• Специальный приз за достижения в кинематографе Ален Рене