ГМО. Введены новые правила маркировки продуктов
С 1 июля на всех продуктах должна появиться информация о том, есть ли в их составе ГМО – генно-модифицированные организмы. Фокус выяснял, как это изменит нашу жизнь
В начале июля более 12 тысяч активистов общественной организации "Всеукраинская экологическая лига" (ВЭЛ) из 340 населенных пунктов страны отправятся проверять, как выполняется указ Кабмина об обязательной маркировке пищевых продуктов. Почти три года они добивались появления на продуктах информации о наличии в их составе ГМО.
Выбор настоящего
– Обязать производителей сообщать о наличии в продуктах генно-модифицированных организмов пытались с 1 ноября 2007 года, – рассказывает первый заместитель председателя "Всеукраинской экологической лиги" Татьяна Тимочко. – Однако ближе к этому сроку постановление по-тихому отменили. Чтобы добиться его возобновления, мы подали иск в Окружной суд столицы. И он постановил, что решение Кабмина об отмене было неправомерным. Но этот факт, к сожалению, не помешал чиновникам еще год продержать в ящиках столов проект о маркировке.
Согласно новому указу, если продукт содержит более 0,1% ГМО или ГМ-компонентов, производитель обязан сообщать об этом потребителям. В противном случае содержащая генную модификацию продукция будет изыматься из оборота. Если же продукт чист, пищевики имеют право смело указывать на упаковке "без ГМО", правда, предварительно получив лабораторное заключение. По словам госпожи Тимочко, на этот раз производители не смогут отделаться испугом и пролоббировать отмену постановления Кабмина. Даже несмотря на то, что многие депутаты Верховной Рады имеют свои интересы в пищевой промышленности.
"Многие пищевики уже с 2007 года готовились к этому, пока наше общество зрело", – утверждает Татьяна Тимочко. По ее данным, за последние недели число компаний, отметивших свою продукцию маркировкой "без ГМО", увеличилось в несколько раз.
– За прошлый месяц было проведено около ста исследований на этот счет, – подтверждает глава молекулярно-генетической лаборатории Укрметртестстандарта Руслан Голубец. – Интересно, что добавлять генно-мордифицированное сырье в продукты сейчас стали меньше.
Если в 2007 году, по данным этой лаборатории, ГМО использовали в 30% продуктов, то сейчас только в 15–20%. Общественники из ВЭЛ считают, что это произошло во многом благодаря просветительской кампании "Выбирай настоящее". Люди стали интересоваться тем, что они едят, а производители – стремиться соответствовать запросам. "О том, что такое ГМО, в 2006 году знали в лучшем случае 15% опрошенных, сейчас вам об этом расскажет каждый второй", – говорит Татьяна Тимочко.
Допустимый уровень генной модификации в украинских продуктах 0,1%. Эта цифра ниже, чем в России (0,5%) и ЕС (0,9%). А по сравнению с США, где маркировка продуктов на содержание ГМ-компонентов вообще отсутствует, наша страна выглядит прогрессивной.
Интересно, что, несмотря на шумиху вокруг этой темы, украинские ученые пока не проводят собственных исследований влияния генно-модифицированных продуктов на здоровье человека.
Еда для бедных?
У Татьяны Тимочко и других противников генной инженерии немало оппонентов. Например, глава научно-исследовательского центра независимой потребительской экспертизы "Тест" Валентин Безрукий уверяет, что канцерогены не менее вредны, чем ГМО-содержащие продукты.
– Если выяснится, что те продукты, которые я предпочитаю, содержат ГМО, я не перестану их покупать, – уверяет защитник прав потребителей. – К тому же я сомневаюсь, что кабминовский указ будут исполнять как следует. По законодательству Госпотребстандарт имеет право изымать продукты, качество которых не соответствует нормативам. Но я ни разу не слышал ни об одном таком изъятии с последующей утилизацией.
Валентин Безрукий считает, что многие пищевые компании будут использовать маркировку как маркетинговый ход. Так, например, на упаковках с сахаром или на сладких водах может появиться этикетка "без ГМО". Второй вопрос, который волнует юриста, каким образом будут проверены десятки тысяч продуктов, производимых и ввозимых в страну, если сделать такие анализы могут всего 5 лабораторий, которые находятся в столице? И не лягут ли такие издержки производителей на плечи покупателей?
– Образцы на анализ можно выслать курьерской почтой, – говорит Руслан Голубец. – Стоит он в пределах 500–700 гривен. Кроме того, тестировать нужно не только производителей, но и поставщиков сырья.
Интересно и то, как нововведение с обязательной маркировкой отразится на стоимости продуктов. Не станет ли продукция "без ГМО" дороже и дефицитнее? По версии Татьяны Тимочко, некоторые продукты после 1 июля должны значительно подешеветь. Логика проста: несмотря на то, что продукты из генно-модифицированного сырья обходятся производителю дешевле, чем натуральные, сейчас они стоят не меньше. Это мнение подтверждает и директор Украинской лаборатории качества и безопасности продукции АПК Сергей Мельничук.
– Себестоимость генно-модифицированных продуктов на 10–30% меньше натуральных. Но это не значит, что они на столько же подешевеют. Однако точно не подорожают, – уверен Сергей Мельничук.
Принудительные анализы на ГМО должны не только выявить злостных нарушителей постановления, но и показать, как реагируют на эту проблему потребители. Фокус решил, не дожидаясь намеченной даты, провести свое исследование. На одном из столичных рынков мы договорились с продавщицей овощей, украсив ее прилавок плакатом "Без ГМО". Около прилавка тут же остановилась женщина лет пятидесяти: "А что это у вас за капуста такая, без ГМО? Я думала, что эту заразу только в сосиски и колбасы кладут". Покупательница, назвавшаяся Надеждой Алексеевной, никуда не спешила, поэтому с удовольствием поделилась опытом. В супермаркеты без очков не ходит. Все этикетки внимательно читает. А за последние несколько лет рацион ее семьи претерпел существенные изменения.
– Отказались от магазинных полуфабрикатов, сосисок и сарделек, – сообщила она. – А также и от кондитерских изделий – тортов и пирожных.
Тут же к Надежде Алексеевне присоединился еще один заинтересованный покупатель. Пожилой мужчина тоже оказался противником генной инженерии. А вот его сын, напротив, заявил, что это единственный способ спасти человечество от голода.
– Что ты мелешь, это же разработки военных, направленные на уничтожение людей, – решительно осадил его отец.
ГМО-сапиенсы
Связь между употреблением продуктов, содержащих ГМО, и состоянием здоровья человека до сих пор считается недоказанной. Самые известные опыты не в пользу ГМО проводились доктором биологических наук Ириной Ермаковой из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук.
Были изучены пять поколений грызунов, которых кормили генетически модифицированными продуктами. В первом поколении 60% родившихся крысят погибли в течение нескольких дней, оставшиеся особи сильно отставали в развитии и при спаривании уже во втором поколении потомства не давали. У наблюдаемых крыс отмечалось нарушение инстинктов, в том числе и материнского, а также повышение уровня тревожности. Однако выводы Ермаковой в научном мире оценивают неоднозначно, а финансирование ее исследований было прекращено.
Анастасия Рингис