Преступление и наказание. Почему принятие закона о борьбе с педофилами назвали предвыборным пиаром

Фото: Izvestia
Фото: Izvestia

Верховная Рада перед завершением работы приняла закон об ужесточении наказания за сексуальные преступления против детей. Но многие нормы документа оказались спорными и сложными в исполнении

Related video

В минувший четверг, 11 июля, на своем предпоследнем пленарном заседании Верховная Рада VIII созыва рассмотрела два законопроекта об усилении наказания для педофилов. Первый из них – № 6607 разработала группа юристов-криминалистов и народных депутатов, а зарегистрировали его с подписями 37 парламентариев их разных фракций. Второй – № 6449 – представили "радикалы" во главе с Олегом Ляшко.

Первый приняли только в первом чтении, а второй – сразу в целом ("за" проголосовали 247 нардепов). Законопроект № 6449 предлагает радикальные меры борьбы с лицами, совершившими преступления на сексуальной почве против несовершеннолетних: увеличить тюремный срок до 15 лет и применить к ним "принудительную химическую кастрацию".

"Наказание в виде принудительной химической кастрации заключается в принудительном введении осужденному антиандрогенных препаратов, состоящих из химических веществ, имеющих целью уменьшить либидо и сексуальную активность", – говорится в пояснительной записке.

Важно
Закон о принудительной химической кастрации негуманный, – Супрун
Закон о принудительной химической кастрации негуманный, – Супрун

Химическая кастрация не будет применяться к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет или после 65 лет.

Также законопроект предусматривает создание открытого реестра педофилов, за которыми должен быть установлен пожизненный административный надзор после их освобождения из тюрьмы. Авторы законопроекта утверждают, что ссылались на опыт США в решении вопроса сексуальных преступлений против детей.

К принятому документу сразу возникло много вопросов. В законопроекте никак не оговаривается, что будет, если осужденный станет на путь исправления и исправится. Может ли он надеяться на ослабление надзора.

Также авторы законопроекта утверждали, что их законопроект обойдется государству практически бесплатно, однако, такая специфическая операция, как химическая кастрация, требует, как специального персонала, так и специального оборудования и, собственно, самого препарата для кастрации, что требует внушительных затрат.

Но главные претензии касаются норм о принудительной химической кастрации и создании открытого реестра педофилов. Один из авторов альтернативного законопроекта юрист Анна Маляр пояснила, что принудительно кастрировать всех, а именно больных педофилией и здоровых – это нарушение прав человека. Здорового человека нельзя принудительно лечить, даже если он совершил преступление. Педофилия – это психиатрическая болезнь. Не все, кто совершает половые преступления против детей, больны педофилией, а, следовательно, не всех надо подвергать химической кастрации.

Если же все-таки психически здорового человека подвергнуть химической кастрации принудительно, то он, впоследствии, может обратиться в Европейский суд по правам человека и отсудить компенсацию у государства, которое провело над ним данную процедуру. Потому что, не смотря на название, химическая кастрация – это лечение больного педофилией человека, а лечить человека здорового, да еще и принудительно – нельзя, это отдает карательной медициной в стиле гестапо. А здоров человек, или же болен педофилией – определяет не суд, а медкомиссия из врачей-психиатров и сексопатологов. Именно поэтому в законопроекте № 6607 предлагалась только добровольная химическая кастрация.

Отписалась по этому поводу и исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун. Голосование за законопроект № 6449 она назвала популизмом и предвыборной горячкой, когда депутаты отдали свой голос, не разобравшись, за что именно.

Раскритиковали также и норму о создании открытого реестра педофилов, точнее отсутствие каких-либо требований к нему в законопроекте. "О реестре идет речь в переходных положениях, где указано, что Кабмин обязан его создать. В документе нет ни определения реестра, не описаны ни способы его внедрения, ни цели его создания, ни кто им будет пользоваться, ни уровни доступа. С точки зрения юридической техники это называется отсутствие предложения о реестре", – заявил народный депутат Мустафа Найем, один из авторов законопроекта №6607 и его активный лоббист в парламенте.

Маляр в свою очередь добавила, что открытый реестр только навредит жертвам сексуальных преступлений. Авторы этой нормы утверждали, что опирались в данном случае на опыт США, но именно в Америке, отмечает юрист, открытые реестры привели к тому, что сексуальные преступления по отношению к несовершеннолетним стали замалчиваться. Просто потому что большинство подобных преступлений совершается в семье, а матери, покрывая своих партнеров и опасаясь публичности, перестают заявлять о них. Таким образом, страдают, прежде всего, жертвы. Также открытый реестр может привести к самосудам, а толпа в состоянии аффекта может "наказать" не того, или же переборщить с "наказанием", что в свою очередь приведет к новым преступлениям. Безнаказанно убивать людей в Украине нельзя.

В связи с этим в законопроекте №6607 предлагалось создать закрытые реестр педофилов, к которому имели бы доступ только правоохранители и руководство учебных заведений (чтобы не допустить устройство на работу лиц, осужденных за такие преступления).

Как в итоге в Украине будут бороться с педофилами пока неизвестно. Принятый законопроект "радикалов" еще должен подписать президент Владимир Зеленский. Судьбу же альтернативного документа будут решать уже депутаты Верховной Рады нового созыва.