Непопулярные меры. Как новый министр образования Анна Новосад будет продолжать реформу школы

Фото: Константин Полищук
Фото: Константин Полищук

Фокус поговорил с Анной Новосад накануне ее назначения и узнал, как правящая партия видит дальнейшее реформирование средней школы

"Это абсолютно не является фантастикой, это абсолютно реальные цифры", — в марте перед первым туром президентских выборов заявил советник Владимира Зеленского по образованию Сергей Бабак. Речь идет о скандальном ролике со встречи будущего гаранта с экспертами по образованию, во время которой Зе-команда посулила украинским учителям зарплату в $4 тыс. в месяц, оптимистично предположив, что для ее выплаты будет достаточно $200 млн в год. Впоследствии выяснилось, что у экспертов Зеленского проблемы с арифметикой и названной суммы и близко не хватит, чтобы обеспечить педагогам зарплаты на уровне топа компании средней руки. В ответ на стеб в соцсетях в штабе громко пообещали хорошенько потрясти олигархов, чтобы найти деньги на высокие зарплаты учителям, и благополучно забыли о скандале.

Правильнее сказать, забыли бы, если бы Зеленский не победил на выборах, а его партия не сформировала монокоалицию. Теперь депутатам "Слуги народа" уже этой осенью при принятии бюджетного кодекса придется выискивать деньги хоть на какие-то зарплаты педагогам и модернизацию школ. А заодно — рассмотреть во втором чтении новый закон о среднем образовании, поданный в парламент бывшим министром образования Лилией Гриневич. Этот документ в подробностях описывает процесс реформирования средней школы, и, по мнению Гриневич, его принятие сделает трансформацию образовательной системы необратимой.

"Разворота назад не может быть. Есть четкие заявления членов новой политической команды, что реформу образования будут продолжать", — говорит Анна Новосад. Она убеждена, что дальнейшую трансформацию средней школы поддержат ее коллеги по парламен-ту независимо от их политических взглядов. "Никто не может закрыть глаза на очевидные проблемы — например, малокомплектность сельских школ или устаревшее содержание образования", — убеждает нас Новосад.

Анну Новосад можно назвать чиновником нового поколения — у нее заграничное образование и отличный английский. В МОН она курировала европейскую программу "Горизонт 2020", которая финансирует научные проекты.

Новый министр уверена, что образовательную реформу нужно ускорять. По плану Лилии Гриневич "Новая украинская школа" (далее — НУШ), как в команде бывшего министра назвали реформу среднего образования, растянута на 12 лет. Но Новосад уверена, что участники процесса устанут от столь длительного "забега" и потеряют драйв.

Читайте также: Школа — не тюрьма. Почему детям нужно давать право голоса и выбора

Вернуть доверие

"Основное достижение НУШ в том, что и родители, и дети уже понимают, что школа может быть интересной и безопасной. Я не склонна идеализировать картинку, понимаю, что опыт на местах разнится. Но очень важно, что изменения начались, и есть надежда на их продолжение. Так возвращается определенное доверие к государственной системе. Этот шанс невероятно важен. И если вдруг с НУШ что-то случится, то последующим заявлениям о реформе школы уже никто не поверит.

Часть моих коллег по партии не углубляются в тему образования, это не их профиль. Но они понимают, что есть позитивные изменения, и не отторгают их. К медицинской реформе отношение полярное. Лично я ее поддерживаю, но, если вы спросите, одобряет ли "Слуга народа" медреформу, однозначного ответа нет. Отношение к реформе образования позитивное, ее поддерживает и высшее руководство партии. Более того, у нас есть люди, которые очень хорошо понимают НУШ. Например, мой будущий коллега по комитету Сергей Колебошин, избранный в Одессе по одномандатному округу, был заместителем бывшего губернатора и отвечал в области за внедрение НУШ".

Задачи на будущее

"В Комитете ВР по образованию у нас большинство: 8–9 человек из "Слуги народа". Принятие нового закона о среднем образовании станет для нас приоритетом независимо от позиции депутатов из других фракций. В сентябре проведем встречи и обсудим план действий.

У нас будет всего две недели, чтобы внести правки. Это очень мало, потому мы уже начинаем работать. С момента первого чтения в проект закона внесено много неоднозначных правок и выброшены нужные положения. Мы хотим вернуться к версии первого чтения, подготовленной министерством, и "плясать" от нее. По моему мнению, в проекте нужно оставить нормы, предложенные МОН. В первую очередь это контракты с директорами и учителями, в том числе пенсионерами. И хотя с профсоюзами этот вопрос будет трудно уладить, но нам нужны действенные инструменты, чтобы в школах не работали педагоги, которые исчерпали творческий потенциал".

Позаботься о старших

"Нужно лучше прописать, как будет выглядеть старшая профильная школа. Пока что ее концепция в проекте очень расплывчата. Например, стоит детально сформулировать критерии формирования сети таких школ, профилей, подходы к профориентации. Ведь если будут законодательные основания, будет легче продумать, как это внедрять. Реформа старшей школы — сложный вызов. После 9-го класса ученик или ученица будут выбирать либо академическое направление с дальнейшей перспективой обучения в высшей школе, либо профессиональное и получать среднее полное образование, а параллельно — профессиональную квалификацию, и выходить на рынок труда.

Для этого нужно создать сеть профильных лицеев, в том числе с исследовательскими лабораториями, оборудованием, если ребенок выбирает академический трек по направлению естественных наук. Это очень дорого. Не менее сложно подготовить учителей для старшей школы, которые будут преподавать интегрированные предметы и уметь работать по индивидуальной учебной траектории.

МОН сейчас работает со Всемирным банком над возможным большим кредитом для реформы образования. Его хотят направить на ускорение НУШ и внедрение старшей профильной школы. В министерстве разрабатывают разные модели: например, сделать пилотные профильные школы или же собрать волю в кулак и запускать старшую школу в полном объеме в 2024 году, а не в 2027-м, как предусмотрено текущими планами. Даже если запуск пройдет идеально, несмотря на технические и финансовые трудности, остается большая проблема. Если старшая школа запустится раньше плана, нынешние ученики средних классов будут учиться не 11, а 12 лет. Думаю, что общественное сопротивление будет невероятным. Родителей, как и самих детей, нужно убедить в том, что эта школа окажется достаточно хорошей, чтобы провести в ней дополнительный год.

Я осознаю, что все сделать идеально за такой короткий срок невозможно. Поэтому мы должны начать интенсивную дискуссию и до конца года решить, что делать со старшей школой".

Индивидуальные особенности

"Автономию и свободу нужно давать не только учителю, она в первую очередь нужна ребенку. Положения об индивидуальных формах обучения должны сохраниться в проекте закона о среднем образовании. У нас и в действующем сейчас рамочном законе прописано много видов обучения. К примеру, семейная форма появилась как глобальный тренд, но в нашей стране она имеет и локальные аспекты. Родители часто забирают ребенка из школы, потому что туда просто страшно ходить или он там только тратит время и не получает образование.

Можно назвать это патернализмом, но государство обязано предоставлять качественное образование. Дело не только в гарантиях Конституции, а в самом духе образования. Мы хотим, чтобы украинцы были образованными во благо общества и своих интересов".

Дела министерские

"До 15 сентября новый Кабмин должен подать в ВР проект госбюджета на первое чтение. В этой ситуации любой министр первым делом будет разбираться, как устроен проект главного финансового документа на следующий год в его ведомстве, какие туда закладываются показатели и цифры.

"Скажу непопулярную вещь, но я считаю, что Министерство образования неадекватно маленькое. Не вижу смысла его реорганизовывать"

На мой взгляд, министр сначала должен решить наиболее критические проблемы, показать готовность к изменениям и задекларировать их конкретными шагами. Необходимо показать четкий, пошаговый план действий по развертыванию НУШ — подтвердить и по желанию, подкорректировать планы на 3-й и 4-й классы начальной школы. Просчитать, какие ресурсы нужны для внедрения реформы в базовой и профильной школах. Также министру критически важно поработать с Минфином и местными властями, чтобы поднять зарплаты воспитателям детских садов, там сейчас катастрофа.

Еще одна важная задача — менять высшее образование. Партия задекларировала много радикальных изменений в этом секторе, и нам нужно понять, как их реализовывать. Как менять финансирование, уравнивать в правах государственные и частные заведения.

Центральный аппарат министерства составляет 400 человек. Согласно реформе госслужбы, с 1 января 2020 года его сократят. Скажу непопулярную вещь, но я считаю, что Министерство образования неадекватно маленькое. Не вижу смысла реорганизовывать аппарат министерства. Достаточно пересмотреть функции — и отдельные департаменты могут отпасть сами собой. Другое дело — большие институты в системе МОН, например, такие организации, как Институт модернизации содержания образования. Их нужно реформировать в корне.