Медицина на экспорт. 3 истории иностранцев, приехавших в Украину ради лечения

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Что общего у японского школьника, американского летчика и маркетолога из Израиля? Они лечились у украинских врачей

Related video

В конце июля жительница Японии Каори Ишикава провела неделю в частной клинике Трускавца. Туда она привезла своего 16-летнего сына Тацую. У мальчика церебральный паралич, плохо работают ноги, он постоянно носит протезы, а когда совсем не может ходить, использует коляску. В Трускавце подросток проходил реабилитацию по специальной системе, разработанной украинскими врачами. Как рассказывает Каори, летать из Японии в Украину очень дорого, но она с сыном прилетела в третий раз: раньше они приезжали в эту же клинику в 2016 и 2017 годах. Лечение помогает, мальчик понемногу учится обходиться без протезов, потому Каори активно занимается английским и собирает деньги на следующую поездку.

Ежегодно в Украину приезжают десятки тысяч иностранцев на лечение и оздоровление. Причина интереса зарубежных граждан — соотношение цены и качества: в украинских частных клиниках они получают профессиональные медуслуги по цене в разы меньшей, чем у них на родине. Но помимо дороговизны есть и другие нюансы в работе систем здравоохранения развитых стран, из-за которых их жители покупают медуслуги в Украине.

Качество не для всех

Каори Ишикава живет в городе Сайтама недалеко от Токио, воспитывает троих детей и работает медсестрой, ухаживая за пожилыми людьми. Она говорит, что система здравоохранения в Японии чудесная, но для детей с такими заболеваниями, как у ее сына, предлагает немного опций. В Японии лечат ДЦП хирургическим путем: делают несколько операций, после каждой из которых нужно не менее двух месяцев тратить на восстановление. Операцию покрывает страховка, но не полностью, пациенту нужно доплачивать от 10% до 30% ее стоимости. Если родители не хотят класть ребенка под скальпель, можно пройти терапию с массажами, но такие процедуры страховая компания не оплачивает вовсе.

Во всем мире медицину Японии признают очень развитой. В прошлом году, к примеру, она заняла седьмое место в рейтинге Bloomberg самых эффективных систем здравоохранения. Медики страны добиваются большого прогресса в лечении, в частности, онкологических заболеваний, здесь гордятся высокой продолжительностью жизни. Однако многие японцы негативно относятся к людям с инвалидностью, в стране слабо развита инфраструктура, которая учитывала бы их потребности. Таких людей на всю жизнь закрывают в специализированных учреждениях либо они не выходят из дома, а если вдруг человек на коляске появляется на улице, на него показывают пальцем.

Все это объясняется традициями: до 1996 года в Японии действовал "Закон о евгенической защите нации", согласно которому людей с инвалидностью принудительно стерилизовали, и часто они даже не знали, какую операцию им проводят. О проблемах инклюзии и правах людей с инвалидностью в стране заговорили лишь в последние годы — в связи с тем, что в 2020-м в Токио пройдут летняя Олимпиада и Паралимпиада. Выяснилось, к примеру, что японские работодатели должны нанимать людей с особыми потребностями по квоте, но 3700 таких работников были липовыми. Этим летом 22 человека, которым в свое время провели стерилизацию, подали иск в высший суд, требуя компенсировать ущерб. В нынешнем году в парламент страны прошли два человека с инвалидностью, которые обязались бороться с несправедливостью и улучшать социальные сервисы для своей группы, насчитывающей 8% населения страны.

В таких условиях Каори Ишикава готова на все, чтобы поставить сына на ноги. В первый раз она приехала в Украину, не зная английского, с переводчиком. Рассказывает, что ее радушно встретили, она завела много друзей и языковой барьер не стал для этого помехой. А ее сын с гордостью говорит, что сдал экзамены, перешел в старшую школу и теперь самостоятельно ездит в автобусах и поездах.

Цена не по зубам

Американец Дерек Джонстон вскоре собирается приехать в Украину, чтобы полечить зубы. Дерек — пилот грузового самолета, он совершает международные рейсы, бывает и в нашей стране. Кроме того, его жена родом из Украины, поэтому он хорошо осведомлен о здешних ценах и уровне медицинского сервиса. Прошлым летом он ставил имплант в киевской частной клинике и остался доволен. Говорит, что процедуру провели профессионально и качественно, при этом он сэкономил тысячи долларов.

Дерек вовсе не преувеличивает: дороговизна американской стоматологии известна. Белозубая улыбка по карману далеко не всем американцам. Среднестатистический визит к стоматологу обходится в $1 тыс., а такое сложное лечение, как установка импланта, стартует от $2 тыс. В США даже есть поговорка о том, что нужно ждать пенсии, чтобы полечить зубы. Причем многие так и делают, поскольку пенсионная страховка покрывает стоматологические услуги. Тем американцам, которые сталкиваются с острой болью, приходится записываться в очередь и становиться "подопытными" у студентов-стоматологов или летать к врачу в Мексику. Некоторые даже удаляют все зубы и вставляют искусственные челюсти — так дешевле.

Fullscreen

Американец Дерек Джонстон сэкономил тысячи долларов на лечении зубов в Киеве

У Дерека Джонстона свой рецепт: он приезжает лечиться в Украину. На первичные консультации с иностранным клиентом клиника приглашала переводчика. А вот доктор английского не знал — с ним американский пациент общался с помощью онлайн-переводчика, понять друг друга смогли.

Материнство не по правилам

Уже восемь лет кряду израильтянка Карин ежедневно проверяет в телефоне погоду в Киеве и благодарит женщину, которую никогда не видела. В мае 2011-го она единственный раз побывала в столице Украины: приехала на два дня в клинику репродуктивной медицины, чтобы пройти процедуру донорства яйцеклеток. На тот момент Карин было 44 года, она жила в Тель-Авиве и работала менеджером по маркетингу. Уже два года была замужем, планировала беременность, но четыре попытки окончились выкидышами. Доктор посоветовал ей усыновить ребенка либо воспользоваться услугой донорства яйцеклетки. В 2011-м такая процедура в Израиле была нелегальна, поэтому местные врачи нашли для Карин заведение в Киеве, поехали вместе с ней, чтобы сделать все манипуляции. За процедуру и анонимное донорство Карин заплатила €5 тыс.

— Дорогой донор, я думаю о тебе каждый день и надеюсь, что эти небольшие деньги изменили твою жизнь. Возможно, они помогли тебе окончить учебу и стать доктором. Если та чудесная женщина прочтет эти строки, пусть она знает, что я ей благодарна, — говорит счастливая мама двух восьмилетних мальчиков-близнецов.

Карин просит не называть ее фамилию. Хотя донорство яйцеклеток в Израиле и легализовали в 2013 году, технологию неоднозначно воспринимают в стране. Родители, которые прошли данную процедуру, предпочитают не рассказывать о ней ни своим детям, ни окружающим, боясь осуждения. Религиозные лидеры страны расходятся во мнениях, считается ли евреем ребенок, родившийся из "иностранного яйца". Толерантные священнослужители говорят, что важно лишь то, кто выносил плод, радикально настроенные с этим не согласны. Сами же израильтянки не спешат предоставлять свои яйцеклетки соотечественницам, боясь, что клиники будут торговать ими без разрешения донора: такие прецеденты в Израиле были. Спрос на донорство здесь в разы превышает предложение, поэтому израильские клиники заключают договоры с зарубежными коллегами и возят туда группы пациенток, желающих забеременеть.

В Украину за здоровьем

  Японский подросток Тацуя Ишикава прошел три курса лечения ДЦП в Трускавце Fullscreen
Японский подросток Тацуя Ишикава прошел три курса лечения ДЦП в Трускавце

Украинцы об отечественном здравоохранении привыкли судить по обшарпанным районным поликлиникам, но в стране есть медучреждения с высоким уровнем сервиса. Благодаря им и развивается въездной медтуризм. По данным Украинской ассоциации медицинского туризма, объединяющей 120 клиник, за прошлый год на лечение в нашу страну приехало около 65 тыс. пациентов. И это неполные данные, поскольку они не охватывают государственные и небольшие клиники, а также оздоровительные учреждения. Например, рынок санаторно-курортных услуг оценивается в два-три раза выше: в самые популярные заведения Трускавца, Моршина, Миргорода и Одесской области приезжают сотни тысяч иностранцев.

География иностранных пациентов, лечащихся в Украине, обширна: от Китая, арабских и африканских стран до США и Канады. Одно из самых востребованных направлений — стоматология, на которую приходится почти треть въезжающих. Также популярны репродуктивная медицина, косметология, пластическая хирургия, кардиохирургия, реабилитация, офтальмология, банки пуповинной крови и лечение стволовыми клетками.

— Причины популярности этих направлений — в качестве, опыте врачей этих сфер, доступном прайсе, лояльном законодательстве и пока еще отсутствии очередей на медицинские услуги, — объясняет Виолетта Янышевская, президент Украинской ассоциации медицинского туризма и руководитель Global Healthcare Travel Council.

Рынок въездного медицинского туризма показывает хорошую динамику, в прошлом году украинские клиники заработали на этом до $162 млн. Однако, отмечает Янышевская, развитие медицинского туризма невозможно без развития медицины, туристической отрасли, отельно-ресторанной, транспортной индустрии, упрощения визового режима. Если в Украине хотят продвигать медицинские курорты, нужно обеспечить логистику, прямые перелеты, увеличить количество чартеров и международных поездов. Для развития медтуризма важны детали: кто и каким транспортом встретит гостей в аэропорту, на каком языке будет с ними разговаривать, где поселит, какое сопровождение окажет во время пребывания в больнице, чем накормит. Например, для арабских пациентов важный критерий — халяльная пища и наличие специального места для моления, для израильтян — кошерная еда.

— Если хотим выиграть в долгосрочной перспективе, то должны делать акцент на инновациях и диджитализации в медицине, сертифицировать за рубежом украинские клиники, покупать современное оборудование, обучать персонал в иностранных клиниках. Также нужно регистрировать у нас современные препараты, за которыми сейчас украинские пациенты едут за рубеж, — говорит Виолетта Янышевская.

В начале августа президент Владимир Зеленский предложил отменить визы для тех стран, жители которых активнее всего приезжают в Украину на лечение. Сейчас гражданам даже таких богатых стран, как Австралия или Саудовская Аравия, нужно проходить долгую, а часто и дорогую процедуру получения визы в посольстве, система электронных виз работает с перебоями. Поэтому люди, особенно с серьезными заболеваниями, скорее выберут ту страну, куда можно поехать на лечение без визы, чем предпочтут идти в украинское консульство и неделями ждать разрешения на въезд.