Битва за траву. Зачем требуют легализировать каннабис в Украине

Фото: Александр Синица, Артем Волущак
Фото: Александр Синица, Артем Волущак

26 октября в Киеве во время "Конопляного марша" активисты вновь потребуют от власти разрешить использование каннабиса в медицинских целях

Related video

— Пару лет назад я лечилась от гепатита С. Оригинальные медицинские препараты для лечения очень дорогие, поэтому я покупала более дешевые генерики [препараты-копии]. Но у них огромный список побочных эффектов, я буквально не могла есть из-за них. Меня спас каннабис, — свою историю Татьяна Кузьменко рассказывает спокойно, почти без эмоций. Выглядит она эффект­но: на голове завязанный наподобие чалмы черный шарф, в ушах необычные черные серьги.

Мы беседуем в кафе. Пара за соседним столиком открыто прислушивается к нашему разговору, потом молодые люди отворачиваются и тихо переговариваются между собой. Татьяна на происходящее вокруг не обращает внимания, продолжает вспоминать. Тогда, в сложный период жизни, она познакомилась с девушкой, которую от жутких мигреней вылечил муж. Он сделал для нее конопляное масло, почти полностью снимавшее болевые синдромы.

— К тому моменту мой организм был истощен, сил не было даже на то, чтобы плакать. После разговора с ней я тоже решила попробовать этот способ. Мне неожиданно помогло: снова смогла полноценно питаться и спать, — вспоминает Кузьменко. Так она заинтересовалась каннабиноидами. Потом она читала статьи в интернете, расспрашивала друзей из Израиля, где каннабис в медицинских целях разрешен к применению с 1994 года, узнала, что это простой способ избавляться от различных болей.

— Тогда же я поняла, что очень глупо лечить последствия химиотерапии другой химией. Гораздо рацио­нальнее взять для этого природные материалы, — поясняет девушка.

Татьяна Кузьменко начала посещать "Конопляные марши", к тому времени активно проводившиеся в Украине. Со временем стала спикером инициативы, пытаясь донести до общественности значимость легализации медпрепаратов, содержащих каннабиноиды. По данным Украинской ассоциации медицинского каннабиса, в стране около 2 млн пациентов нуждаются в таких лекарствах.

Переломным моментом в изменении общественного сознания стал сбор подписей под петицией на сайте Верховной Рады. До этого идеей декриминализации марихуаны в медицинских целях интересовались лишь больные и их родственники. Но в конце января 2019 года общественники инициировали кампанию в поддержку легализации медицинского каннабиса, а украинцы неожиданно активно поддержали эту инициативу. Механизм запустился — казалось, что его не остановить. Необходимые 25 тыс. подписей быстро собрали, парламент отреагировал Законопроектом №10313 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения фундаментального права личности на жизнь". Проголосовать за него должны были в первую неделю июня, но чаяния активистов не оправдались. Законопроект так и не приняли: на заседаниях до рассмотрения документа очередь не доходила, а потом парламент и вовсе распустили.

МВД и поиск философии

Законопроект №10313 не стал "первой ласточкой" в теме медицинского каннабиса. Задолго до этого, в апреле 2016 года, в Раде зарегистрировали проект закона, также предусматривающего применение в Украине лекарств на основе каннабиноидов.

— Появление этого законопроекта закономерно, — объясняет Тарас Ратушный, один из организаторов "Конопляного марша". — В 2013 году Кабмин принял Стратегию государственной политики в отношении наркотиков, одним из пунктов которой стали научные исследования каннабиноидов. Каждый год правительство готовит план мероприятий для реализации Стратегии, и каждый год они не выполняются, а переносятся.

Сейчас в соответствии с Постановлением Кабмина №770 "Об утверждении списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" каннабис нельзя использовать не только для лечения, но и для исследований. Согласно документу, конопля и все ее производные находятся в списке веществ, оборот которых в Украине полностью запрещен. То есть марихуану необходимо перенести в группу средств, оборот которых разрешен в ограниченных количествах и под строгим контролем. Такое решение кажется логичным, учитывая, что в Украине контролируемый оборот возможен для морфия, амфетамина и даже кокаина. Но до голосования дело не дошло.

После того как новый Законо­проект №10313 также провалили, Постановление №770 попытались изменить на правительственном уровне. Но и так решить вопрос не удалось — его, по словам Уляны Супрун, экс-главы Минздрава, заблокировал министр внутренних дел Арсен Аваков. "Дважды мы передавали [пакет документов] и дважды они [МВД] отказались, так как, по их словам, надо было изменить Уголовный кодекс. Это неправда, потому что это медицинский каннабис и его, как и другие наркотики, может контролировать Гослекслужба", — прокомментировала Супрун.

Аваков на обвинения отреагировал моментально. Он сообщил, что легализация медицинского каннабиса должна обсуждаться с участием медиков, правоохранительных органов и религиозных организаций. Только после того как будет наработан "единый подход", этот вопрос может выноситься на обсуждение правительства. "У нас на эту тему нет ни законодательного обеспечения, ни процедуры, ни философии", — цитирует главу ведомства пресс-служба МВД.

По мнению адвоката Геннадия Шабаса, возглавляющего Украинскую ассоциацию медицинского каннабиса, такая позиция МВД объясняется нежеланием что-либо менять в существующем положении дел.

— Им проще все оставить так, как есть, — подчеркивает он. — Мотивация — это только запрос общества и положительный опыт иностранных государств, а для полиции чем больше запретов, тем лучше.

Fullscreen

Многолетняя борьба. Тарас Ратушный лоббирует изменения в наркополитике государства с 2005 года

Пять минут до закона

— Если дверь закрыта, то рядом можно найти окно. Законопроект №10313 не говорит о переносе каннабиса из одной группы в другую, а предлагает использовать для лекарственных целей вещества из групп с ограниченным и контролированным оборотом плюс коноплю. Это как почесать левой рукой правое ухо, — усмехается Ратушный. — Если данный закон примут, то никакое одобрение от МВД уже не понадобится. Аналогичные схемы применялись в других странах, например в Литве.

Камнем преткновения в законопроекте, который поддерживает бывшее руководство Минздрава, стал пункт об индивидуальном выращивании конопли. В документе прописывалось, что культивирование каннабиса возможно и пациентами, но количество растений не должно превышать четырех кустов, выращиваться они должны в закрытом грунте исключительно для собственного медицинского использования и по рецепту врача.

— Конечно, для каких-то препаратов существенна точная лабораторная разработка, их нельзя сделать в домашних условиях. Но есть лекарства, которые можно приготовить у себя дома самостоятельно, — объясняет Ратушный включение нормы об индивидуальном выращивании в законопроект.

Такая возможность, считает активист, особенно важна для онкобольных. Каннабис можно применять при химиотерапии, он делает эту процедуру менее травматичной. Кроме того, у больных раком боли снимают морфином, из-за которого пациенты зачастую страдают бессонницей. Препараты с каннабиноидами позволяют стабилизировать сон.

Татьяна Кузьменко говорит, что если одни пациенты могут выдержать 30 минут, пока не подействуют медицинские препараты, то другим нужен немедленный эффект. В этом случае подойдет курение конопли, при котором каннабиноиды всасываются в организм в течение доли секунды. Именно для этого и необходимо дать больным возможность выращивать коноплю дома.

— Индивидуальное выращивание необходимо людям, у которых нет финансовой возможности покупать дорогие препараты, — объяс­няет Геннадий Шабас.

По его словам, существуют портативные устройства, с помощью которых из выращенной конопли можно сделать медицинские экстракты. Другой вариант — это когда "домашние" растения будут передавать на переработку в специальные лаборатории. Тогда такой препарат обойдется в разы дешевле аптечного.

— Выращивание конопли дома в медицинских целях — это нормальная практика, которая работает за границей, но нашему обществу пока тяжело это принять, — подчеркивает Шабас. Он уверен, что в дальнейшем дать пациентам такую возможность так или иначе придется.

— Я разговаривал с одним из депутатов фракции "Слуга народа", он пообещал, что в ближайшее время законопроект вынесут на голосование, — говорит адвокат. Он уверен, что после принятия закона главной целью ассоциации станут повышение квалификации врачей и формирование рынка качественных препаратов. При этом Тарас Ратушный отмечает, что с принятием закона "конопляное" движение в Украине не исчезнет. В каком бы виде документ ни приняли, он все равно всех не устроит, а значит, активисты продолжат борьбу.

Декриминализация

Цель "Конопляного марша", который должен пройти 26 октября, — не только добиться разрешения на использование медицинского каннабиса, но и декриминализировать статью о незаконном обороте конопли без цели сбыта.

— Представьте себе рыбацкую сеть, она может быть с маленькими ячейками, а может — с большими, в зависимости от того, что мы ловим. Хотим поймать большую рыбу — оставляем только большие ячейки, чтобы мелкая рыбешка проскакивала и мы не тратили на нее силы и время. То же самое касается декриминализации, где важен критерий незначительности деяния, — объясняет Ратушный. — Например, есть такое деяние, как хранение небольшого количества наркотических веществ без цели сбыта. Если человек попадается, он получает административный штраф и отправляется восвояси.

В Украине штрафуют за хранение без цели сбыта до 5 г марихуаны. Если ее находят больше, нарушителю грозит до трех лет заключения. Среди стран Европы сегодня это самый низкий показатель, поэтому активисты требуют увеличить порог до 25 г, что позволит сосредоточить усилия полиции на раскрытии действительно серьезных наркопреступлений. Пока же, как говорит Ратушный, правоохранительные органы напирают на борьбу с теми, кто при себе имеет небольшое количество марихуаны для личного употреб­ления.

— Вся статистика раскрытия наркопреступлений в МВД держится на конопле, — уверяет Татьяна Кузьменко. — Они пишут, что, условно, раскрыли 7 тыс. наркопреступлений, а по факту просто задерживали людей с незначительным количеством травы, купленной для личного потребления. Их следует наказывать административно, но не заводить уголовные дела.

Fullscreen

Вне закона. Сегодня конопля запрещена не только в медицинской сфере, но и для научных исследований

По утверждению Ратушного, в 2017 году за сбыт наркотиков осудили 562 человека, за хранение без цели сбыта — 6,7 тыс. человек.

— Украине необходима легализация медицинской марихуаны и как минимум — декриминализация потребления марихуаны в рекреационных целях, в идеале — полная легализация, — считает Катерина Свиридова, занимающаяся исследованиями в сфере общественного здоровья. — Первое необходимо для обеспечения права человека на здоровье: бесчеловечно лишать украинцев эффективного лечения, доступ к которому есть у большинства граждан цивилизованного мира. Второй пункт нужен для того, чтобы нивелировать коррупционные злоупотребления со стороны представителей правоохранительных органов.

Однако значительная часть общества к законодательным изменениям в отношении декриминализации и тем более легализации конопли не готова. Отношение к вопросу консерваторов иллюстрирует, к примеру, позиция Ольги Богомолец, экс-главы парламентского Комитета по здравоохранению. "Увеличение допустимых норм хранения наркотиков до размеров мелкого опта неизменно приведет к тому, что наркотики для нескольких доз начнут переносить легально и распространять их среди молодежи еще активнее", — отмечает Богомолец. Политик уверена, что такие законодательные изменения приведут к росту преступности и количества наркоманов.

Стране предстоит широкая дискуссия по поводу отношения к конопле. То, что в рамках "Конопляных маршей" одновременно поднимают вопросы легализации медицинского каннабиса и декриминализации марихуаны, вредит движению за использование конопли в медицинских целях. Видимо, поэтому адвокат Геннадий Шабас подчеркивает, что Украинская ассоциация медицинского каннабиса прямого отношения к организации марша не имеет и отстаивает лишь права пациентов.

Пока готовится очередной "Конопляный марш", представители новой власти комментируют возможное принятие Законопроекта №10313. Глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия на днях публично поддержал легализацию медицинского каннабиса. Вслед за ним позитивно по этому поводу высказался и новый глава парламентского Комитета здравоохранения Михаил Радуцкий, уточнив лишь, что в ближайшее время рассчитывать на это не стоит.