Коронавирус против гриппа — выдержит ли это столкновение украинская система здравоохранения
Сезон инфекций 2020 определенно будет отличаться от предыдущих, и одна из наибольших сложностей состоит в том, что врачи не знают, как будет распространяться грипп на фоне COVID-19 и как будут взаимодействовать два вируса.
Осенний сезон простуд и гриппа в Украине официально стартовал с 28 сентября. По данным Центра общественного здоровья Минздрава, к 18 октября простудами заболели около 445 тыс. человек, из них 41,5% — дети до 17 лет. Медицинские власти рекомендуют прививаться от гриппа, чтобы уберечь себя хотя бы от одной из опасностей этого эпидсезона. Ввиду того что сезон гриппа начинается на фоне пандемии коронавируса, Минздрав закупил 665 тыс. вакцин, более чем на 100 тыс. больше, чем в прошлом году. При этом ведомство еще не зафиксировало ни одного случая гриппа, а вакцинировались от него лишь 2,5 тыс. человек.
Хоть, по официальным данным, привилось мало людей, частные врачи отмечают повышенный спрос на вакцины от гриппа. Как говорит киевский педиатр Елена Луцкая, желающих было так много, что ей пришлось сформировать лист ожидания и сделать расписание вакцинации на недели вперед.
Нынешний сезон инфекций определенно будет отличаться от предыдущих, и одна из наибольших сложностей состоит в том, что пока неясно, как будет распространяться грипп на фоне COVID-19 и как будут взаимодействовать два вируса.
Не заметим или умрем
В марте, в начале пандемии, часть экспертов говорила, что коронавирус — такое же сезонное респираторное заболевание, как и грипп. Об этом, в частности, заявлял Андрей Александрин, украинский эпидемиолог. По его мнению, COVID-19 отличается от гриппа только тем, что плохо изучен, также эксперт прогнозировал, что заболеваемость сойдет на нет с приходом лета. Однако эти прогнозы не оправдались. Коронавирус оказался менее подверженным сезонности, чем грипп. В США, к примеру, летнего спада заболеваемости не случилось. Кроме того, коронавирус опаснее, поскольку смертность от его осложнений в разы выше, чем от осложнений гриппа.
Препараты, используемые в научных исследованиях, не имеют ничего общего с экстрактом, который продают под видом интерферона в аптеках, — покупать его бессмысленно
В тех же Штатах, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний, ежегодно от гриппа умирает от 12 тыс. до 61 тыс. человек, в то время как от COVID-19 с февраля умерло более 200 тыс. человек — в 3,5 раза больше. В Украине сравнительные данные смертности от двух вирусов выглядят еще страшнее: по статистике Центра общественного здоровья, в прошлом эпидсезоне от осложнений гриппа умер 71 человек, а от коронавируса с марта по начало октября — 5,1 тыс., более чем в 70 раз больше.
Говоря о предстоящем сезоне гриппа, зарубежные специалисты надеются, что он будет слабее, чем в прошлые годы. По словам Грэма Снайдера, эпидемиолога из Медицинского центра Университета Питтсбурга, сократить количество заболевших гриппом помогают меры, предпринятые против COVID-19: масочный режим и социальное дистанцирование. Если люди будут и дальше их придерживаться, то эпидемии гриппа можно будет избежать. Второй фактор, который в состоянии остановить грипп, — это поведение вирусов, то, что ученые называют эффектом слабого и сильного возбудителя. Поскольку коронавирус сильнее гриппа, он вытесняет его и доминирует.
Такой эффект наблюдался, в частности, в странах Южного полушария, где в июне — августе зима и, соответственно, сезон простуд и гриппа. По сообщениям местных центров по контролю и профилактике заболеваний, в латиноамериканских странах, Африке и Австралии сезон гриппа прошел практически незамеченным. Как отмечает Канта Суббарао, вирусолог из отделения ВОЗ в Мельбурне, в этом году сезон гриппа в Австралии стартовал гораздо раньше зимы, первые случаи были зафиксированы в январе. Однако в марте их число свелось к нулю — в тот момент, когда появились первые заболевшие COVID-19.
При нынешних задержках тестирования, когда результатов ждут до десяти дней, пребывание в больнице чревато риском заразиться, даже если у человека изначально нет коронавируса
В то же время эпидемиологи советуют не расслабляться, поскольку они еще не знают, какие штаммы гриппа будут циркулировать в этом сезоне в странах Северного полушария и как они себя поведут. "Думаю, что один из них будет доминировать, но будет ли это коронавирус или грипп, трудно сказать", — отмечает Ричард Уэбби, вирусолог из техасского St. Jude Children"s Research Hospital.
Один из худших сценариев, которые рассматривают специалисты, — это коинфекция, то есть одновременное заражение SARS-CoV-2, вирусом, вызывающим ковидную болезнь, и другими инфекциями, что может усложнять течение болезни. Группа исследователей из британских вузов Кембриджа и Университета Ноттингема проанализировала около четырех тысяч тестов пациентов из разных стран и выяснила, что 7% из них имели бактериальную коинфекцию, 3% — вирусную, а у трех пациентов помимо коронавируса была грибковая инфекция. В большинстве случаев находили бактерии Mycoplasma pneumonia, вызывающие атипичную пневмонию, а также РСВИ — респираторно-синтициальный вирус человека, вызывающий инфекции дыхательных путей, и вирус гриппа А, подтипом которого является, в частности, свиной грипп H1N1. Как рассказывал в эфире Громадського радио Сергей Дубров, врач-анестезиолог и член рабочей группы протокола "Предоставление медицинской помощи для лечения коронавирусной болезни", случаи коинфекции SARS-CoV-2 и вируса гриппа А весной были зарегистрированы и в Украине.
Клин клином
Профессор Эллен Фоксман из Школы медицины при Йельском университете изучает механизмы природного иммунитета, вырабатываемого человеком в ответ на респираторные вирусы. В последние годы профессор занимается риновирусами, из-за которых чаще всего возникает простуда. В статье, опубликованной в начале сентября, Эллен Фоксман и ее коллеги поделились результатами исследования: оказывается, при попадании риновируса на эпителий в носу человека в ткани формируется быстрый иммунный ответ и образовывается интерферон. Такая защита держится в среднем две недели и подавляет вирусы гриппа, попадающие в дыхательные пути в этот период. На основании исследования профессор сделала осторожное заключение о том, что сезон простуд может задерживать приход гриппа. Еще более осторожно Эллен Фоксман высказалась о необходимости дальнейших исследований о взаимодействии коронавируса и быстрого иммунного ответа человека.
Несмотря на это, популярные западные издания растиражировали статьи о том, что нужно срочно болеть простудой и гриппом, в результате чего у человека выработается иммунитет к COVID-19, подкрепив их словами Фоксман. Эти заявления на самом деле голословны и, более того, вредны. Риновирусы, коронавирусы и грипп не имеют одинаковых участков, поэтому общий ко всем этим заболеваниям иммунитет выработать невозможно, — так считает Ростислав Билый, профессор, руководитель лаборатории клеточной и молекулярной иммунологии Львовского национального медицинского университета имени Данилы Галицкого. Лаборатория под руководством Билого уже три года изучает коронавирусы, в частности MERS, один из наиболее опасных подтипов, а в этом году исследуют и SARS-CoV-2. Ученые поставили задачу создать не одноразовую, а системную вакцину, которая была бы эффективна против всех коронавирусов, включая и те случаи, когда они мутируют, и формировала бы к ним перекрестный иммунитет. Чтобы вакцина выполняла такую задачу, ученые нашли специфические участки, которые есть у всей группы коронавирусов, — они называются консервативными. После этого львовяне занялись разработкой вакцины, которая бы распознавала и разрушала именно эти консервативные участки.
Усилия исследователей успешны: они смогли синтезировать экспериментальный образец, и Ростислав Билый испробовал его на себе. Как рассказал ученый Фокусу, после прививки он сделал тест, показавший, что у него есть антитела к SARS-CoV-2, причем на более высоком уровне, чем если бы он переболел ковидом. Но ни о каком перекрестном иммунитете между коронавирусом, гриппом и риновирусами речь идти не может.
По его словам, рациональное зерно в ажиотаже вокруг исследования Эллен Фоксман заключается в том, что организм человека действительно вырабатывает интерферон в ответ на любой вирус. Кроме того, препарат интерферона beta-1b успешно использовали в клиническом исследовании для лечения пациентов с COVID-19. Его провела группа свыше 40 медиков в шести больницах Гонконга весной этого года. Особенность исследования заключалась в том, что пациентам с тяжелым течением COVID-19 в определенный день болезни вводили конкретный вид интерферона в больших дозах. Делали это непосредственно в легкие через небулайзер, при этом комбинировали его с другими препаратами. В результате пациенты выходили из реанимации на несколько дней раньше, чем при другом лечении.
Ростислав Билый отмечает, что есть много подвидов интерферонов и они могут быть опасны для человека. И, главное, препараты, используемые в научных исследованиях, не имеют ничего общего с экстрактом, который продают под видом интерферона в аптеках, — покупать его бессмысленно, к тому же это может навредить здоровью.
Чем мы можем помочь
Сезон гриппа и простуд традиционно повышает нагрузку на больницы. По данным Центра общественного здоровья, в эпидсезоне-2018/2019 было госпитализировано около 200 тыс. человек с диагнозами грипп и ОРВИ. За две прошлые недели в больницах оказались уже 4,4 тыс. человек с простудами. Как рассказывает Елена Луцкая, в детской больнице, где она работала, в разгар сезона отделение нейроинфекций было заполнено под завязку детьми с тяжелыми энцефалическими реакциями на грипп. Маленьких пациентов размещали даже в коридоре — мест в палатах не хватало.
В этом году украинские больницы подошли к сезону гриппа и простуд уже заполненными больными с COVID-19. Хотя, по официальной статистике, больницы в Луганске и Киеве лишь недавно заполнились более чем на 60%, реальная ситуация на местах, скорее всего, хуже. Как сообщила волонтер и активист Катерина Ножевникова, в Одессе, к примеру, медучреждения первой волны заполнены на 90% и новых больных коронавирусом принимать отказываются. Максим Степанов, министр здравоохранения, отмечает, что госпитализированы более 20 тыс. человек, каждый день это число увеличивается и в определенный момент медицинская система может не выдержать.
Сократить количество заболевших гриппом помогают меры, предпринятые против COVID-19: масочный режим и социальное дистанцирование
Для тех, кто тяжело заболел гриппом, это означает риск заразиться и коронавирусом. Поскольку большинство симптомов гриппа и COVID-19 одинаковы, то каждого, у кого они есть, врачи рассматривают как потенциального носителя коронавируса. По нынешним протоколам тяжелых пациентов с подозрением на COVID-19 размещают в помещениях, где они ждут результатов тестов, и только потом, когда диагноз подтверждается, их переводят в инфекционное ковидное отделение. Так организована, к примеру, киевская клиническая больница №18 — с изолированным отделением на 100 кроватей для зараженных коронавирусом и отделением на 60 кроватей для тех, у кого его лишь подозревают. При нынешних задержках тестирования, когда результатов ждут до десяти дней, пребывание в больнице чевато риском заразиться, даже если у человека изначально нет коронавируса.
"Главный вопрос — в сроке, за который делают тест, будет ли этот тест правдивым или нет, поскольку у них не стопроцентная чувствительность. Хорошо, если тест четко покажет ту или другую инфекцию. Но их могут перепутать, и больные гриппом будут контактировать с ковидными и наоборот. Лучше сделать прививку, и если и заболеть гриппом, то нетяжело, тогда стационара можно будет избежать", — говорит Елена Луцкая.
Врач отмечает, что среди пациентов широко распространены опасения о том, что прививка от гриппа ослабляет иммунитет и после нее человек более беззащитен перед вирусами. Однако это миф — никакого вреда иммунитету прививка не принесет. Точно такой же миф — утверждение о том, что нельзя вакцинироваться, когда эпидемия уже началась. По словам Луцкой, самое страшное, что может случиться, если человек подхватит вирус, а иммунитет у него еще не выработается. Но и в этом случае болезнь не будет протекать тяжелее, чем у непривитого человека.