Реформа по разделению УЗ на 4 автономных вертикали может быть завершена за 2-3 года, - Юрик

Реформа разделит Укрзализныцю на 4 оператора: пассажирское сообщение — это центральный бюджет и местные бюджеты, инфраструктура — постоянная государственная собственность, грузовые перевозки — это либерализованный рынок, а производство, локомотивные и вагонные заводы — это сервис для УЗ и для будущих частных операторов.

Related video

Реформа по разграничению составных частей Укрзализныци, в частности грузовых и пассажирских перевозок, сейчас реализована примерно на 25%. При условии быстрого принятия нового закона о железнодорожном транспорте, реализовать важную реформу можно за 2-3 года, заявил исполняющий обязанности главы Укрзализныци Иван Юрик в интервью "Интерфакс-Украина".

"Эта реформа разделения — анбандлинг (unbundling, англ.), это в первую очередь разграничения бизнеса, чтобы заложить правильную мотивацию внутри каждой сформированной бизнес-вертикали. Отделить балансы и прекратить эти кросс-финансирования одного бизнеса за счет другого. Частный бизнес не должен финансировать пассажирские перевозки, однако он должен финансировать инфраструктуру (пути), потому что ими пользуется", — рассказал Юрик.

Реформа разделит Укрзализныцю на 4 оператора: пассажирское сообщение — это центральный бюджет и местные бюджеты, инфраструктура — постоянная государственная собственность, грузовые перевозки — это либерализованный рынок, а производство, локомотивные и вагонные заводы — это сервис для УЗ и для будущих частных операторов.

"Есть две реальности: нынешняя и новый рынок. Мы сейчас в настоящей реальности. И мы будем в ней ближайшие 2 года, или даже 3 с учетом переходного периода. Но мы должны сделать свою домашнюю работу, сделать прототип УЗ в части холдинга с разграниченными 4 операторами, каждый из которых будет иметь отдельный баланс активов и пассивов, чтобы после анбандлинга перейти в новый рынок. Причем, по моему мнению, два года для такого перехода — это если очень быстро "бежать"", — отметил Юрик.

По его словам, для успешного внедрения реформы должен быть принят новый закон о железнодорожном транспорте.

"Мы сейчас достаточно конструктивно работаем с транспортным комитетом в парламенте. Поэтому да, я надеюсь, что его примут в целом до конца года. По крайней мере, информация от транспортного комитета Верховной Рады позволяет говорить об этом. Это базовый законопроект, который сделает возможным запуск новой модели рынка железнодорожных перевозок. В то же время это будет достаточно рамочный закон. Значительная часть деталей взаимоотношений на новом рынке будут определяться на уровне подзаконных актов уже после принятия закона парламентом, а именно нормативное регулирование PSO для пассажирских перевозок и методология расчета тарифа доступа к сети путей", — сказал глава Укрзализныци.