"Предпринимательство – это марафон, а не спринт": основатель Pawa Сергей Токарев развенчал мифы о жизни бизнесменов

Related video

Сколько часов в сутки должны работать предприниматели? Обязательно ли для успеха иметь предпринимательскую жилку? Почему не стоит нанимать работников с исключительно безупречным послужным списком? Нужно ли в своих решениях быть непреклонным, как скала? О том, какой на самом деле ведут образ жизни предприниматели и что нужно для того, чтобы им стать, рассказал сооснователь венчурной студии Pawa, инвестор Reface Сергей Токарев. Для этого бизнесмен развенчал 4 самых распространенных мифа о жизни предпринимателей.

Миф 1. Предпринимателями рождаются, а не становятся.

Некоторые исследования, рассказывает Сергей, показывают, что существует некий ген предпринимателя. Однако мало просто родиться с нужными качествами. Их также нужно уметь правильно использовать, в нужное время в нужном месте. Именно это делает предпринимателей успешными.

Очень давно, будучи директором интернет-сайта, рассказывает инвестор и бизнесмен, он испробовал на себе практически все должности в компании. Не только менеджерские обязанности, такие как контроль работы сайта, составление заданий для разработчиков, создание маркетинговых идей, но и рядовые, такие как работа в круглосуточной службе поддержки 24/7.

"Это дало мне достаточно опыта. Я освоил все направления работы, которые мне были нужны. Я хорошо понял, чтобы сделать свой продукт успешным, ты должен хорошо понимать своих клиентов. Это очень важно. Благодаря этому опыту я понял, что каждый может стать успешным предпринимателем. У меня не было надлежащего бэкграунда, поэтому я учился менеджменту, продажам, продуктовым концепциям и это сильно мне помогло. Кроме того, я читал книги по психологии, чтобы понять, зачем вообще люди посещают вебсайты. Никто не рождается с этими навыками. Их можно только приобрести", – уверен Сергей Токарев.

Миф 2. Нанимать в компанию нужно звездный состав

Интересную точку зрения Токарев имеет и на то, как отбирать персонал для своих компаний. Естественно, важно нанимать сильных профессионалов, говорит Сергей, но есть один нюанс. Бизнесмен никогда не нанимает людей, которые, претендуя на C-level позиции, рассказывают в своих биографиях исключительно истории успеха.

"Я предпочитаю истории неудач. Они помогают понять характер человека, понять, с какими трудностями ему приходилось сталкиваться, и как он с ними справлялся. Все просто. Всем нужен кто-то, кто поможет со слабыми сторонами, кто может прикрыть. Вместе всегда можно достичь большего, чем самому. Это, в первую очередь должен быть надежный человек. Техническим навыкам гораздо проще обучить и обучиться, чем мощным софт скиллам", – уверен Токарев.

Учиться на ошибках – важнее, чем учиться на успехе. Человек должен быть готов к неудачам, но, что более важно, не бояться их. Потерпев неудачу один раз – в следующий будет больше шансов, на везение. Каждая проблема имеет решение.

Миф 3. Будьте настойчивы и оставайтесь верными своему видению.

Настойчивость, в плане самомотивации и готовности двигаться к цели несмотря на трудности, хороша и необходима, соглашается Сергей Токарев. Особенно в мире стартапов, где все хотят стать "единорогами". Однако важно не забывать быть гибкими. Технический мир, объясняет бизнесмен, меняется очень быстро, и нужно быть готовым отпускать неправильные и устаревшие идеи и следовать за новыми трендами и требованиями рынка.

"Наше приложение Reface изначально называлось Reflect и могло менять лица только на фото. Позже мы добавили возможность делать то же самое на видео. Перед запуском обновления мы провели опрос на лучшее название. Было несколько вариантов: Copycat, Doublicat, Reflect и Reface. Все выбрали Doublicat, мы так и назвались. Четыре месяца спустя мы изменили название нашей компании с Neocortex на RefaceAI. Тогда мы решили повторить голосование на название приложения. В этот раз все выбрали Reface. Теперь я понимаю, какой важный шаг мы сделали и почему люди сперва выбрали другое название. В первый раз они еще не пользовались приложением, а только видели примеры. Во второй же раз все уже имели опыт взаимодействия, ощущали эмоции от его использования. А когда ты чувствуешь что-то, это помогает тебе лучше понять суть вещей. Это хороший пример того, каким гибким нужно быть и как быстро нужно менять мышление, переосмыслять всю свою жизнь и все шаги, которые ты сделал", – поделился Токарев.

Миф 4. Предприниматели работают 18 часов в день.

Тезис о том, что предприниматели должны и вкладывают всю свою энергию и время в свое дело IT-предприниматель также считает спорным. В определенные сложные моменты нужно жертвовать личной жизнью и поставить в приоритет свой бизнес, признает Токарев. Например, при запуске нового продукта или сервиса. Но даже тогда соблюдать правильный баланс "work-life".

"Даже самые успешные спортсмены достигают успеха только лишь благодаря паузам и балансу работы и отдыха. Это позволяет их мышцам отдохнуть и выждать правильный момент чтобы показать всю свою мощь. Очень важно поддерживать свое душевное здоровье. Установить баланс. Чтобы его установить, нужно за собой следить. За собой и за своим физическим и психическим здоровьем. Я считаю не подлежащим обсуждению – сон. Не покупайтесь на легенду о 18-часовом рабочем дне предпринимателя. Вам нужно спать минимум 8 часов в день. Здоровье начинается со сна. С возрастом вы понимаете это лучше и лучше. Если вы работаете 18 часов в день, это значит, что у вас неправильный тайм-менеджмент", – утверждает Сергей Токарев.

Именно здоровье и правильный жизненный баланс бизнесмен считает главным ключом к успеху.

"Большинство книг и правил для предпринимателей гласят: "Думайте широко, следуйте за своей мечтой". Но часто мечты превращаются в кошмары. Помните, предпринимательство – это марафон, а не спринт. И если вы не хотите выгореть, заботьтесь о себе", – советует Токарев.

Напоследок предприниматель не без доли иронии посоветовал не уделять слишком много внимания чужим правилам и чужим советам, в том числе своим, а создавать и следовать своим собственным правилам.

Сергей Токарев – IT-предприниматель, сооснователь более 30 компаний, общий штат которых включает более 5000 сотрудников по всему миру. Кроме того, Сергей – инициатор благотворительного образовательного проекта STEM is FEM, популяризирующего гендерное равенство и технические специальности среди украинских девушек.