"Раньше перегоняли всех, как мух": проводники через Тису выбирают горные маршруты, — The Economist
По данным ГПСУ, 7 из 10 мужчин останавливает погранслужба прежде, чем они добираются до реки. По словам проводника Василия, река остается наиболее подходящим маршрутом, и он переходит туда и обратно, чтобы навестить семью.
Холодные воды Тисы, по которой проходит граница между Украиной и Румынией, порой оказываются гораздо более сложными, чем на это рассчитывают граждане Украины, пытающиеся перейти реку. Об том пишет The Economist.
Группа из трех человек недавно попыталась переплыть реку. Стремительное течение унесло сильнейшего пловца на 200 метров вниз по течению. Двух других отнесло на вдвое большее расстояние, по их словам, лишь благодаря небольшому чуду они все же оказались на другой стороны.
"К тому времени, как мы выбрались, мы едва могли дышать, — сказал 24-летний Матвей. — Мы чуть не утонули".
По меньшей мере 33 человека утонули с начала войны, младшему из них — 20 лет. Число погибших, вероятно, намного выше, считают в пограничной службе Украины, поскольку тела все еще остаются застрявшими в камышах под водой и вряд ли их когда-нибудь найдут.
После того, как нашли десятый труп, официальные лица стали публиковать фото и видео без купюр, пытаясь отпугнуть других.
По данным румынской стороны, только за первые три месяца года было зафиксировано 2373 случая незаконного пересечения границы из Украины.
Южная пойма Закарпатья служит отправной точкой для большинства переходов. Район издавна зарабатывал за счет близкой границы: контрабандой бензина, сигарет и пр. Местные населенные пункты, состоятельные по украинским меркам, во многом обязаны таким незаконным сделкам. Но положение на рынке изменилось и местные контрабандисты переключились с сигарет на уклонистов от мобилизации.
По словам Матвея, он заплатил 5000 долларов. В одном приграничном городе журналистам удалось быстро найти проводника, предложившего 3500 долларов. Он жалуется на то, что его работа все время усложняется.
"Две недели назад мы перегоняли их, как мух, — объяснил он. — Теперь там сотня солдат, куда ни глянь".
По приказу из столицы этот район был усилен подразделениями Национальной гвардии и десятком новых контрольно-пропускных пунктов. Офицеры быстро меняются, объяснил проводник, а это означает, что с кем-либо из них сложно установить деловые отношения. Теперь он отдает предпочтение горным маршрутам в Румынию, что может занять от десяти часов до нескольких дней.
"Даже не пытайтесь через реку. По какой-то причине они продолжают находить тела в реке. Я не понимаю, почему", — объяснил проводник.
Другой местный проводник по имени Василий утверждает, что река остается наиболее подходящим маршрутом. По телефону он рассказал, что этим путем переходит туда и обратно, даже чтобы навестить семью на недавнюю православную Пасху. Его маршрут занимает несколько часов.
"Нужно просто знать места. Я могу показать тебе, где перейти дорогу, не намочив яйца", — объяснил Василий.
По его словам, недавно он помог переправиться группе из 96 украинцев за один день. Это было выше среднего, обычно за день — около 30-40 человек.
Пограничная служба Украины не подтверждает эти цифры. Но представитель ведомства говорит, что новые пограничные средства защиты, датчики и дроны останавливают 7 из 10 прежде, чем мужчины успеют добраться до реки.
"Ребята не привыкли к закону. Они ломаются сразу, как только мы их останавливаем. Легко понять, что они делают", — объяснил представитель ГПСУ. Пойманных штрафуют и передают службам безопасности. Многие испытывают удачу снова и снова. Одного останавливали четырежды.
Представительница ГПСУ показала опасный участок реки чуть выше по течению от села Тересва. Именно отсюда Матвей отправился холодным утром несколько недель назад в 5 утра. Путь к воде требует короткого перехода с последующим опасным спуском по скользким и неровным берегам. Река, ледяная даже в конце мая, кажется обманчиво спокойной, но часто бывает неожиданно бурной. Проводники предпочитают переправлять людей под покровом ночи, поэтому часто не говорят о сложностях с переходом через реку. Мужчины травмируются, у них возникают мышечные спазмы, они цепляются за ветки.
"Тело становится неуправляемым после пяти минут нахождения в холодной воде, даже в гидрокостюме", — объяснила представительница ГПСУ. — Добавьте течение, панику, темноту, и жертва перестанет бороться за свою жизнь".
Рассказывая о своем опыте, Матвей сказал, что не помнит, чтобы видел каких-либо пограничников, когда был в реке. Возможно, из-за страха и темноты он их не заметил.
Ко времени перехода через реку гиды уже давно оставили свою группу с порванными гидрокостюмами и неясными инструкциями. Но все же украинцы в гидрокостюмах добрались до ближайшей румынской деревни, где их приняли местные жители. Полиция заполнила документы и поставила печати в паспортах, которые они везли с собой в водонепроницаемых сумках.
Матвей сейчас находится в другой европейской стране, пытается сделать карьеру инженера, которую, по его словам, в Украине пришлось бы прервать. Он понимает, что другие украинцы могут его критиковать, но говорит, что он руководствовался инстинктом выживания.
По его словам, он достаточно насмотрелся на "сафари" в своем городе на западе Украины, где военкомы рыщут по улицам в поисках потенциальных новобранцев. Он все еще верит в свою страну, Украина продолжит борьбу за свободу и независимость, после войны она, возможно, сможет восстановиться. Но это уже будет без него. "Страна для меня больше не существует. Пути назад нет", — объяснил он.
Напомним о том, когда мужчины могут проигнорировать повестку в июне. Мобилизация в Украине предусматривает, что мужчины могут не явиться в ТЦК по уважительным причинам.
Также сообщалось, в течение какого времени будут искать уклонистов от ТЦК. Военкоматы смогут в течение года искать и наказывать уклонистов. За неявку в военкомат и необновление данных предусмотрен штраф.