Диагноз in the house: самолечение становится популярным
Реклама лекарств, недоверие к врачам и медицинские сериалы – все это способствует росту армии пациентов, которые лечат себя сами. Врачи, опрошенные Фокусом, шутят: хорошо, что больные пока не научились самостоятельно делать операции
Проблемой массового самолечения озадачились даже парламентарии. С лета в Верховной Раде пылятся два законопроекта, ужесточающие контроль над фармацевтической рекламой. Чтобы напоминать о вреде любительской медицины, депутаты среди прочего предлагают: фраза "Самолечение может быть вредным для вашего здоровья" должна занимать не менее 15% площади любой рекламы лекарств.
А тем временем люди пытаются исцелить себя сами. Порой неудачно. Из сотни больных, которых ежедневно привозят в киевскую Больницу скорой помощи, обязательно найдется парочка жертв самолечения. Главврач клиники Александр Ткаченко, само собой, от этой статистики не в восторге: "В политике и медицине у нас разбираются все", – замечает он. Стол главврача завален медицинской литературой, темы самые разные – от гомеопатии до книг, подробно описывающих работу сердца. "Я хирург, шесть лет учился в университете, три года стажировался в интернатуре и всю жизнь оперирую. А когда таких книг начитаются пациенты и начинают лечить себя, это уже опасно", – говорит г-н Ткаченко.
Он подметил: охотнее всего украинцы берутся за самолечение органов брюшной полости, головы и сердца, а также усталости, депрессии и расстройств сна. В результате – запущенные формы аппендицита, язвы. Мужчина с инфарктом, посчитавший сердечную боль проявлением остеохондроза и вместо кардиолога обратившийся к массажисту. Пол-отделения токсикологии занимают люди, попавшие сюда в результате передозировки антидепрессантов или успокоительных. "Об онкобольных, которые месяцами ходят к знахарям, а в итоге все равно попадают к врачам, но уже с метастазами, я лучше промолчу. В Союзе за целительство была предусмотрена уголовная статья, нынче вон сколько бабок-заговорщиц развелось. В итоге виноват врач, потому что не спас". К счастью, говорит хирург, пациенты еще не научились читать анализы и делать себе операции.
От врачей подальше
"Простуда, бронхиты, гастриты, болезни мочеполовой системы, почки, гинекология – все это я лечу сама. Собираю старые назначения врачей, коплю инструкции к препаратам, внимательно изучаю состав лекарств и назначаю себе и семье. Недавно провела мужу профилактический курс – у него проблемы с кровообращением", – рассказывает 46-летняя киевлянка Елена Сухомлинская. Стать медиком-любителем ее вынудили врачебные ошибки, которые чуть не стоили женщине жизни. "Меня лечили не от тех болезней, назначали малоизвестные гормональные препараты. Спустя много лет я поняла, что на мне ставили эксперименты. И я терпела, поскольку это делали академики, профессора, – говорит г-жа Сухомлинская. – Теперь я осторожна, если нужна помощь, иду сразу к нескольким врачам, чтобы сверить результаты обследования".
Бывали у Елены и промахи: пытаясь заглушить зубную боль, она переусердствовала с обезболивающими препаратами. Передозировка закончилась головокружением и тошнотой, но к врачам она обращаться не захотела.
Беспечность при приеме лекарств удивляет главврача БСП больше всего: "Еще Гиппократ говорил: лекарство – это яд. Все зависит лишь от дозы, которую ты принимаешь. Для медиков-любителей у меня заготовлен вопрос: "Сели бы вы за штурвал самолета?" Все отвечают: "Конечно, нет, страшно разбиться". – А лекарства, спрашиваю, прописывать себе не страшно?"
Реклама вылечит всех
Александр Ткаченко считает, что в популярности самолечения виноваты расплодившиеся медицинские сериалы. "Врачи в них – красивые, харизматичные, и ноги укоротят, и голову пересадят. Но попадая в больницу, простой украинец видит совершенно другую реальность и уходит разочарованным". Однако все же главная беда – засилье рекламы лекарств и БАДов. "Вспомните бальзам "Биттнер", он якобы лечит от всех недугов. Он-то лечит, но помогает ли?" – говорит главврач БСП.
Опекой самолечащихся всерьез занялись и чиновники. В конце года Минздрав готовится принять стандарты работы для провизоров. Фармацевтов научат, как грамотно отвечать на просьбы "дать что-то от головы". "На рынке половина препаратов – безрецептурные, поэтому украинцы без труда покупают антибиотики и другие серьезные лекарства в обход консультации с врачом. А раз так – помочь им должен грамотный провизор", – уверен Виктор Чумак, директор Фармцентра Министерства здравоохранения, один из разработчиков стандартов и формуляров лечения.
Научат работать и рекламодателей. Экспертизу самой рекламы хотят передать Минздраву – сейчас этим никто не занимается. Антимонопольный комитет или Управление по защите прав потребителей может ее проверить лишь по факту обращения граждан. Фармацевты, конечно, против, они опасаются, что рекламные находки могут стать достоянием конкурентов еще до выхода в свет. Но больше всего их смущает невозможность обжаловать решение ведомства.
"Реклама лекарств занимает не более 12% всей рекламы – это средний показатель для развитых стран", – утверждает Сергей Сошинский, директор "Первого медицинского рекламного агентства Marsmedia".
Собеседник Фокуса уверен: проблема не в количестве и качестве рекламы, а в принципе. "В Штатах разрешена только реклама рецептурных препаратов, эти лекарства можно свободно купить в аптеке, но только при наличии рецепта. У нас все наоборот – рецептурные препараты можно купить в аптеках, но рекламировать их запрещено", – разводит руками Сергей.
Доктор из сети
С недавних пор украинцы советуются не только с провизорами, но и с интернет-докторами. Консультаций в сети становится больше, беседы с пациентами ведут настоящие практикующие врачи. Здесь не ставят диагнозы, а лишь помогают советом.
Люба Крылова – завсегдатай таких сайтов. У нее двухлетний сын, в интернете она не только просит помощи, но и ищет единомышленниц, чтобы вместе лечить запор у ребенка и понять, почему малыш держится за живот.
Впрочем, детские недуги – не самый популярный раздел интернет-больниц.
"Наибольшим спросом пользуется раздел "Венерология", поскольку в сети можно рассказать о проблемах, о которых многие стесняются сказать вслух. Далее идут терапия, педиатрия, кардиология и хирургия. Часто интересуются применением тех или иных лекарственных препаратов", – рассказывает Аскольд Осадчук, соучредитель компании "ПНН" – разработчика программного обеспечения, которая в 2008-м году совместно с группой медиков создала портал e-doctor.com.ua.
Нередко пытаются решить и психологические проблемы. "Я живу на окраине города, случайно купил бинокль и уже 20 лет подглядываю за чужим сексом на природе. Возбуждения от этого, по-моему, не получаю. Мне 42 года, женат, две дочери –19 и 13 лет. Это вуайеризм?" – спрашивает посетитель одного из таких сайтов.
Пациентов бесплатных интернет-консультаций условно можно разделить на три категории. Первая – люди, которым нужна помощь, но в силу объективных причин они не могут ее получить (инвалиды, многодетные матери). Вторая – те, кто таким образом экономит время и деньги. И, наконец, просто любопытные и общительные интернет-пользователи.
Эту классификацию врач-хирург 1-й категории Артем Сурков вывел за два года интернет-консультаций на трех ведущих украинских медпорталах. "Случается, что посты размещают студенты медицинских вузов, которые просто ленятся заглянуть в книги и разобраться в терминологии, – говорит доктор. – Работа в сети занимает у меня много времени. Иногда, чтобы помочь, нужно задать дополнительные вопросы, попросить результаты анализов. В половине случаев советую сходить на прием к врачу".
Ян Лишанский по образованию инженер-электронщик, но именно он был первопроходцем украинского интернет-консультирования. Еще в 2000 году привлек к работе медика-профессионала Наталью Яцковскую, конструктора медаппаратуры программиста Григория Ноткина и создал портал www.dopomoha.kiev.ua. Тогда было 1–5 посещений сайта в день, сегодня – сотни тысяч в месяц. У всех врачей есть свой виртуальный кабинет, о каждом размещена полная информация на сайте. "Жалоб пациентов на некомпетентные ответы врачей не появлялось. Иногда возникают проблемы другого толка: злопыхатели пишут на сайт кляузы, пытаясь дискредитировать докторов", – рассказывает Ян.
Прибыль своим создателям такие порталы могут приносить за счет рекламы: ни пациенты, ни тем более врачи за участие не платят. Доктора работают на имидж. Вскоре и этот бизнес ждут реформы – помимо интерактивных врачей он-лайн-консультации уже внедряют виртуальные медкарты пациентов.
Аня Устенко, Евгения Даниленко, Фокус