Неврологи выяснили, почему некоторые запахи вызывают воспоминания

Некоторые запахи могут спонтанно вызывать в нашей памяти сильные воспоминания. Неврологи Научно-исследовательского института им. Вейцмана (Израиль) определили основы этой связи

По их мнению, ключевой момент в этом механизме - это первый раз, когда запах встречается в контексте какого-либо объекта или события. Иными словами, первоначальная ассоциация с ароматом или запахом оставляет сильное впечатление в головном мозге.

Чтобы проверить эту идею, специалисты провели эксперимент. Вначале в ароматизированной лаборатории добровольцы смотрели на 60 визуальных объектов, каждый из которых был представлен либо с приятным, либо с неприятным запахом, генерируемым в машине под названием ольфактометр. Затем деятельность головного мозга участников была проверена при помощи сканирования функциональной магнитно-резонансной томографией, когда людей просили вспомнить ароматы, связанные с увиденными ими объектами.

Испытание было проведено повторно с одним различием: запахи, представлявшие изображения предметов, поменялись. Сканирование головного мозга было проведено еще раз спустя неделю после тестирований, передает АМИ-ТАСС.

Эксперты обнаружили, что спустя неделю доминирующим воспоминанием о запахе, связанном с объектом, являлся первично представленный аромат. Первая ассоциация выявила отличительный характер мозговой деятельности. Эффект оставался одинаковым, независимо от того, был запах приятным или неприятным.

Было зафиксировано, что за такие "ароматные" воспоминания отвечает гиппокамп - структура мозга, участвующая в регулировании памяти, а также миндалина, контролирующая эмоции.

Чтобы убедиться, что другие сенсорные эксперименты покажут такие же результаты, тестирования повторились с использованием звуков, а не запахов в сочетании с изображениями. Однако звуки не вызвали аналогичных отличительных процессов в мозге, что позволяет сделать вывод о специфике обоняния для нашей памяти, отмечают ученые.