Бритоголовые против пустоголовых. Скинхеды в Украине

Украинским скинхедам-фашистам с недавних пор противостоят скинхеды-антифашисты

Related video

У Ромы пара трещин в ребрах и шрамы на шее от удара бутылкой. При этом он больше похож на аспиранта, чем на любителя уличных потасовок. Разве что высокие шнурованные ботинки, подкатанные джинсы и короткая стрижка выдают его принадлежность к скинхедам. Рома – шарп, то есть скинхед-антифашист. "Быть скином – значит работать весь день, вечером пить пиво с друзьями, слушать ска (ускоренный ямайский регги. – Фокус), болеть за свой футбольный клуб и не быть расистом", – объясняет он.

Хорошие и злые

Шарпу часто приходится растолковывать другим, кто он такой. В отличие от Британских островов, где скинхеды долгое время не имели ничего общего с расистами, в Украине первыми о себе заявили именно ультраправые бритоголовые, потому комплект из армейских ботинок, узких подтяжек и лысины у нас до сих пор ассоциируется исключительно с фашизмом. Шарпы из-за своей внешней схожести с наци-скинами вынуждены постоянно объяснять окружающим, что они не расисты, а напротив – борются с расизмом. Разят врага его же методами. "Обычное дело: собираемся после концерта и идем бить бонов. Это нужно, и это весело", – говорит Рома. Бонхедами, или просто бонами (от англ. bone – кость), шарпы называют наци-скинхедов. "В их переводе это звучит "костоголовые", на самом же деле это значит пустоголовые, – рассказывает корреспонденту Фокуса еще один шарп, Илья. – Нас боны называют шавками, но мы не против. Уже и сами друг друга так называем".

Илья учится на преподавателя экономики, его друг Саша – студент юрфака. Оба стали шарпами из любви к музыке регги и ненависти к расистам. "У меня друзья разных цветов кожи, и меня раздражает расизм, – говорит Саша. – Но так или иначе вражда с бонами неизбежна, ведь если ты не с ними, для них ты предатель расы". Шарпы, считает Илья, нужны, по сути, только для того, чтобы уничтожить всех ультраправых и стать "традами", то есть традиционными скинхедами, какими они были в Англии 40 лет назад. Постулаты скин-движения того времени просты: многонациональность, футбол, ска, пиво, девки, драки и никакой политики. Для киевского скинхеда по прозвищу Оливер приемлемы все пункты, кроме последнего, – он раш-скинхед (RASH – Red & Anarchist Skinheads). "Мы так же выглядим, слушаем ту же музыку, но мы политизированы, – рассказывает Оливер. – Выступаем не только против расизма, но и против засилья государства и капитализма, и за соблюдение прав человека".

Встречи по одежке

Все скинхеды одеваются в одном стиле, и их принадлежность к тому или иному движению можно распознать лишь по нюансам туалета. Например, красные подтяжки носят преимущественно раш-скины, а популярные среди шарпов ботинки Dr. Martens редко увидишь на ультраправых – они предпочитают обувь со стальным "стаканом". Застегнутые на последнюю пуговицу клетчатые рубашки Ben Sherman, классические джинсы Levi"s 501, тенниски Fred Perry и куртки Harrington – одежда, любимая всеми скинами. "Но разница все равно есть, – уверяет Рома, – например, у правых подкаты широкие, а у нас узкие".

Все эти мелочи становятся важными, когда одни собираются разбить головы другим. Иногда, чтобы по ошибке не атаковать единомышленников, в ход идут провокации. "Можно вскинуть правую руку с криком "Зиг хайль!", если они ответят тем же – значит боны", – объясняет Илья. Куда красноречивее об убеждениях говорят татуировки: у скинов-леворадикалов – три стрелы, у шарпов – троянский шлем, у наци – кельтский крест. Правда, сегодня скинхеды все реже одеваются "по форме", чтобы не иметь проблем с милицией или представителями из враждебного лагеря. Как утверждают шарпы, после рейдов, проведенных ими в прошлом году, наци вынуждены остерегаться. "Многие думают, что все это просто война ради войны, но если бонхедам никто не будет противостоять, они наберут силы и действительно смогут воплощать в жизнь свои идеи", – уверен Дима.

Точных данных о количестве шарпов в Украине нет. По некоторым прикидкам, их около полусотни – значительно меньше, чем праворадикальных скинов. Но, как уверяют сами шарпы, их ряды стремительно пополняются. Борьба между шарпами и наци в Украине обостряется и в будущем вполне может привести к кровопролитной бойне. В России в результате аналогичного противостояния гибнут люди. В ноябре прошлого года в Москве был убит выстрелом в голову Иван Хуторский по прозвищу Костолом, который стоял у истоков российского движения RASH и последнее время занимался организацией турниров по смешанным боям среди антифашистов. За год до этого убили Федора Филотова, одного из лидеров Moscow Trojan Skins, крупнейшей шарп-группировки в России.

В Украине первой и пока единственной жертвой борьбы фашистов с антифашистами стал Максим Чайка – наци-скинхед, погибший в апреле прошлого года в Одессе. Тогда пресс-секретарь президента Ирина Ванникова заявила, что преступление совершено "членами экстремистской организации "Антифа". Инцидент накалил обстановку до предела. "На форумах в интернете боны уже призывают браться за ножи и убивать шавок", – говорит Дима. Правила fair play соблюдаются все реже. Собеседники Фокуса из движения шарпов вспоминают, как оправлялись после ножевых ранений, а леворадикально настроенный Оливер, которого часто поджидает у подъезда компания политических оппонентов, решил обзавестись травматическим пистолетом.

Кто такие скинхеды

Первые скинхеды появились в 1960-х годах в Англии. Это были простые рабочие, презирающие состоятельных стиляг тэдди-боев, байкеров-рокеров и сложных для понимания хиппи. Скинхеды ни за что не боролись, просто пили пиво, слушали ска, смотрели футбол и поколачивали представителей вышеописанных тусовок. В то время скины тесно общались с темнокожими. Считается, что основоположниками скин-движения были именно иммигранты – "руди бойз", ямайские хулиганы, переселившиеся в Англию после распада империи. Они-то и привезли привычку коротко стричься, слушать ска и драться на улицах. В 1970-х в Великобритании начался экономический кризис. В связи с этим правительство Тэтчер запустило в страну гастарбайтеров из бывших колоний – они демпинговали на рынке труда и становились козлами отпущения. Лидеры крайне правой партии "Национальный фронт" развернули агитацию среди скинхедов. Стали популярными лозунги White Power. В 1980-х движение наци-скинов распространилось по всему миру, особенно в США. В 1987-м им начали противостоять скины-традиционалы, которые создали объединение SHARP (Skinheads Against Racial Prejudice). В 1990-х в Нью-Йорке появилось скин-движение RASH (Red & Anarchist Skinheads), затем HARPS (Hawaiianskins A.gainst R.acial P.redjudice) на Гавайях, JASH в Японии и СASH в Китае.

Евгений Сафонов, Фокус