"Потеряли весь костяк бригады": Украина уже пожинает плоды промедления с фортификациями, — AP
Военнослужащий инженерных сил рассказал, что был вынужден строить укрепления на востоке, имея только оборудование 1960-х годов и лопаты. Другой защитник поделился, что его подразделение не смогло удержать то, что было трудно назвать позициями, под Часовым Яром.
Украина спешит создать бетонные окопы, огневые позиции и другие баррикады на линии фронта. Но, по словам военных и чиновников, строительству мешают обстрелы, нехватка оборудования и бюрократия — даже несмотря на угрозу нового наступления ВС РФ. Об этом известно из материала Associated Press от 2 мая.
"Нужно увеличить темпы строительства укреплений... чтобы при отступлении мы отходили на подготовленную позицию. Этих укреплений недостаточно", — заявил командир подразделения с позывным Батяр.
Ожидается, что недели, пока Украина будет ожидать пакет военной помощи от США, оккупанты попытаются использовать себе на пользу. На возведение фортификаций выделили почти 38 миллиардов гривен, но в армии критикуют правительство за промедление. На передовой говорят, что возводить оборонительные укрепления нужно было еще в прошлом году, а не в разгар боев.
"Было отсутствие ответственности. ... Люди не понимали, что укрепления могут спасти тебе жизнь, если сделать это заранее", — объяснил заместитель командира пехоты 47 бригады Александр.
По его словам, многие не видели в таких линиях необходимости, ведь нового наступления ВС РФ не ожидали. Украина в отличие от противника не может сбросить эту работу на заключенных, поэтому военные вынуждены совмещать участие в боях с созданием окопов.
"Очень трудно делать и то, и другое", — подчеркнул Александр.
За строительство второй линии отвечают малообеспеченные инженерные силы, а третью линию возводят компании по военным контрактам. После обретения независимости Украина расформировала инженерные полки и распродала крайне необходимую сейчас технику.
"Мы вступили в войну ни с чем", — рассказал анонимно военнослужащий инженерных войск.
По его словам, в октябре его подразделение для возведения укреплений на востоке имело только оборудование 1960-х годов и лопаты.
"Соответственно, такие траншеи мы сделали", — отметил военный.
Пятеро неназванных командиров, воюющих в районе Авдеевки и Часового Яра, заявили, что без хорошо подготовленных позиций не смогли закрепиться на незнакомой местности и вести оборону без значительных потерь. Отсутствие укреплений в Часовом Яру, по данным СМИ, сыграло в пользу России.
Один из защитников города на правах анонимности признался, что ему было бы трудно назвать позициями то, что удерживали в этом районе. Вместо блиндажей, окопов и огневых позиций Силы обороны занимали ряд "едва достаточно больших" ям, в которых можно было прятаться от артударов.
"Солдаты вылезали из ям и начинали копать в направлении друг друга, чтобы между ними была хоть какая-то связь", — вспомнил неназванный военный.
По его словам, из-за песчаного грунта после каждого попадания вражеского снаряда окопы просто рассыпались. Впоследствии защитники были вынуждены отступить на два километра, потеряв более сотни бойцов.
"Мы потеряли командиров отделений, командиров взводов, командиров рот и сержантов. То есть мы потеряли весь костяк бригады", — подчеркнул собеседник издания.
После вывода подразделения его расформировали, а в потерях обвинили бригаду.
Председатель Харьковской ОВА Олег Синегубов рассказал, что компании получили контракты на строительство третьей линии обороны без обычного тендерного процесса, потому что "не было времени". Это ускорило процесс, но вызвало беспокойство относительно коррупции — по мнению чиновника, преувеличенное.
Найти компании, которые возьмутся за возведение фортификаций, было непросто. Они сталкивались с давлением относительно скорости работы и бюрократией.
"Это все большой вопрос для нашего руководства: почему они не закупили оборудование, необходимое военным инженерам для выполнения их работы? Почему они ждали, пока нам его просто отдадут?", — заявил неназванный директор одной из компаний.
Владелец другой компании рассказал, что некоторые региональные чиновники под давлением относительно быстрого строительства раздувают прогресс. Он признался, что видел цифры, которые "не могут быть правдой".
Кроме того, строительство третьей линии затрудняют атаки ВС РФ. Российские беспилотники отслеживают работу и наносят удары по рабочим. По данным обладминистрации, под Харьковом за месяц погибли по меньшей мере четверо строителей. Также было уничтожено 10 единиц техники.
"Враг все видит", — заверил Синегубов.
Напомним, лейтенант ВСУ с позывным "Алекс" заверил, что Часов Яр — полностью под контролем Украины. Российские оккупанты пытаются обойти город, чтобы окружить его восточную окраину.
2 мая советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко заявил, что российская авиация "действительно обнаглела". По его словам, скоро самолеты будут фиксировать уже на самой линии фронта.