Линкор класса Iowa: самый грозный боевой корабль на все времена
Американские корабли вошли в историю не только как самые крупные в плане водоизмещения. Они были оснащены целым рядом мощнейших орудий, а вес снарядов достигал 1,2 тонны.
Линкоры класса Iowa – одни из самых знаковых кораблей в военно-морской истории, воплощающие пик инженерной мысли и огневой мощи линкоров. Заложенные в 1940 году для противодействия растущему японскому флоту, эти массивные корабли длиной 262 метра и водоизмещением 58,460 тонн стали самыми большими и хорошо вооруженными линкорами из когда-либо построенных.
Фокус перевел статью журналиста Харрисона Касса об американских линкорах класса Iowa, вошедших в историю как одни из самых мощных кораблей.
- Вооруженные девятью 16-дюймовыми орудиями Mark 7, способными стрелять 1,2-тонными снарядами на расстояние до 39 км, корабли класса Iowa были грозными в бою.
- Благодаря восьми котлам Babcock & Wilcox они могли развивать скорость более 59 км/час. Несмотря на то, что таких линкоров построено всего четыре, их влияние было огромным: они участвовали в конфликтах от Второй мировой войны до "Бури в пустыне".
Линкоры класса Iowa: морские гиганты, сформировавшие историю
Одним из самых знаковых кораблей в истории военно-морской войны является линкор. С конца 19 до середины 20 века линкор был главным военным кораблем и стержнем самых мощных военно-морских сил мира. Образ линкора, увековеченный в настольной игре Battleship от Hasbro, вышел за рамки военной культуры и закрепился в общественном сознании.
Именно линкор представляет себе широкая публика, когда думает о военном корабле. И из всех разновидностей линкоров – от Германии до Америки, от Британии до Японии — самым знаковым, пожалуй, стал класс Iowa.
Досье класса Iowa
Класс Iowa был большим кораблем. Имея длину 262 метра по ватерлинии, ширину 33 метра футов и осадку 11,2 метра, его водоизмещение составляло 58 460 тонн. Фактически корабли были настолько крупны, что нарушили бы международный договор, который ограничивал водоизмещение линкоров 45 700 тоннами, если бы не пункт об элеваторах Второго Лондонского военно-морского договора. Эта оговорка позволяла строить более крупные корабли, учитывая выход Японии из первоначального договора.
Iowa был не только большим, но и хорошо вооруженным, оснащенным целым рядом мощнейших орудий. Из всех линкоров, когда-либо выходивших в море, Iowa был вооружен лучше всех.
Впервые заложенный в 1940 году, класс Iowa проектировался в противовес грозным и расширяющимся возможностям японского флота. Корабли оснащались девятью 16-дюймовыми (406 мм) орудиями Mark 7 50 калибра с казенной частью. Они размещались в трех трехорудийных башнях: две башни впереди и одна позади, в конфигурации "2-A-1".
Длина каждого из орудий Mark 7 составляла 20 метров — в 50 раз больше, чем их 16-дюймовый ствол. Только две трети орудия Mark 7 были видны наблюдателю, так как турель закрывала оставшуюся треть. Mark 7 были действительно массивными, их вес составлял около 108,5 тис. тонн. Каждое орудие могло вести огонь бронебойным снарядом весом 1,2 тонны с начальной скоростью 762 метра в секунду на расстояние до 39 км.
Mark 7 был не единственным орудием, размещенным на палубе "Айовы". Компанию ему составлял Mark 12. Несмотря на меньшие размеры, чем у Mark 7, Mark 12 весил 1,8 тонны, а длина ствола составляла 4,8 метра. Mark 12 стрелял снарядами со скоростью 762 метра в секунду и был классифицирован как "орудие двойного назначения", или DP, поскольку его можно было переключать для стрельбы по надводным и воздушным целям.
В качестве силовой установки на "Айове" использовались восемь котлов Babcock & Wilcox и четыре турбины с двойным редуктором, каждая из которых приводила в движение один вал. Мощность силовой установки составляла 212 тысяч лошадиных сил, что позволяло двигаться со скоростью более 59 км/час. Чтобы поддерживать работу силовой установки, линкоры класса Iowa должны были нести 9 тысяч тонн топлива, что обеспечивало дальность хода в 29,450 км.
Было построено всего четыре линкора класса Iowa, но они оказали огромное влияние на ход боевых действий, участвуя во Второй мировой войне, Корее, Вьетнаме и "Буре в пустыне".
Об авторе
Харрисон Касс — журналист, пишущий об обороне и национальной безопасности, на счету которого более 1 000 статей на темы, связанные с международными проблемами. Адвокат, пилот, гитарист и профессиональный хоккеист, Харрисон служил летчиком-стажером в ВВС США, но был демобилизован по состоянию здоровья. Получил степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора юриспруденции в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Харрисон слушает группу Dokken.