Бомбардировщик F-111 Aardvark – самолет по прозвищу "Шепот смерти"
Появление многоцелевого F-111 вполне можно назвать переломным моментом в развитии аэрокосмической отрасли, поскольку впервые был создан боевой самолет со стреловидным крылом.
F-111 Aardvark, новаторский сверхзвуковой многоцелевой самолет, служил ВВС США почти тридцать, а Королевским ВВС Австралии – сорок лет.
Фокус перевел статью об этой машине, автором которой является обозреватель американского журнала National Interest Харрисон Касс.
- Появившийся в 1964 году, F-111 отличался инновационными технологиями, такими как стреловидная конструкция крыла, форсажные камеры на турбовинтовых двигателях и системы наведения по местности.
- Несмотря на первые неудачи во время войны во Вьетнаме, он получил прозвище "Шепот смерти" за свою эффективность в бою. США сняли F-111 с вооружения в 1996 году, а Австралия сохранила их до 2010 года. Наследие самолета продолжает жить, несмотря на его бесславное захоронение из-за опасности асбеста.
F-111 Aardvark: инновационный самолет, изменивший военную авиацию
F-111 был новаторским самолетом. Прозванный "Aardvark" ("трубкозуб") из-за своего длинного носа и способности наведения по местности, F-111 был сверхзвуковым многоцелевым бомбардировщиком средней дальности, который служил в ВВС США почти три десятилетия (и четыре десятилетия в Королевских ВВС Австралии).
Впервые поднявшийся в воздух в 1964 году, F-111 обладал целым рядом новых технологий.
F-111 Aardvark: история
Изначально F-111 Aardvark был разработан в варианте A для ВВС США и в варианте B для ВМС США.
Вариант B был отменен до начала производства, в то время как вариант A поступил в производство, став уже знакомым нам длинноносым Aardvark. В нем были представлены новые для того времени технологии, ставшие впоследствии основополагающими в конструкции самолетов. Появление F-111 вполне можно назвать переломным моментом в развитии аэрокосмической отрасли.
F-111 стал первым в истории самолетом со стреловидным крылом. Стреловидное крыло – это крыло, которое в полете можно двигать вперед-назад, чтобы изменить форму самолета. Таким образом, самолет со стреловидным крылом может пользоваться преимуществами как прямого (маневренность на малой скорости), так и стреловидного (сверхзвуковые скорости) положения крыла, по мере необходимости.
Крылья Aardvark могли поворачиваться на угол от 16 до 72,5 градусов. Несмотря на то, что F-111 обладал первым стреловидным крылом в истории, эта конструктивная особенность наиболее тесно связана с F-14 Tomcat, который вышел за пределы аэрокосмической сферы и стал иконой поп-культуры, появившись в самом кассовом фильме 1986 года: "Топ Ган".
Сама технология стреловидных крыльев так и не стала общепринятой в аэрокосмическом дизайне, хотя несколько известных военных самолетов, включая Су-17, МиГ 23, Ту-22М, Су-24, Ту-160, B-1 Lancer и Panavia Tornado, оснащены этой функцией.
Помимо стреловидных крыльев, F-111 также имел форсажные камеры на турбовинтовых двигателях и систему наведения по рельефу местности – все эти элементы сегодня широко распространены. Aardvark также оснащался спасательной капсулой для катапультирования экипажа из двух человек.
Несмотря на появление множества новых технологий, возможности F-111 в основном напоминают его современника A-6. Как и A-6 Intruder, F-111 управлялся экипажем из двух человек, которые сидели бок о бок. F-111 был предназначен для работы в любых погодных условиях, прорыва обороны противника, наведения по рельефу местности и доставки боеприпасов. Конечно, A-6 был несколько медленным и задумчивым, в то время как F-111 мог откинуть крылья назад, включить форсаж и перейти на сверхзвук.
F-111 отправляется на войну
Первое развертывание F-111 прошло неудачно: в конструкции самолета выявили затаившуюся проблему.
Впервые поставленный в ВВС США в 1967 году, F-111 дебютировал в марте 1968 года, когда война во Вьетнаме только разгоралась. К концу марта было потеряно два F-111. Причина катастроф так и осталась загадкой, поскольку обломков так и не нашли. Затем, в апреле, разбился третий F-111. Применение самолета в боевых операциях прекратили. Третья авария была наконец-то правильно диагностирована: шток гидравлического клапана управления горизонтальным стабилизатором привел к неконтролируемому крену самолета.
При проверке остальных самолетов обнаружили, что еще 42 самолета имеют такой же недостаток конструкции. Вполне вероятно, что этот дефект привел к гибели первых двух F-111 в марте. Флот самолетов F-111 восстановили только в 1971 году.
Из-за эффективной доставки боеприпасов к цели во время операций Linebacker и Linebacker II северовьетнамцы прозвали Aardvark "Шепотом смерти".
Выход на пенсию
ВВС США сняли с вооружения свой парк F-111 в 1996 году. А вот австралийские RAAF оставили Aardvark на вооружении до 2010 года.
Около дюжины австралийских Aardvark хранятся в музеях, но 23 самолета пришлось захоронить. При изготовлении фюзеляжа Aardvark использовался асбест, поэтому безопаснее и дешевле оказалось просто похоронить старые самолеты. Таким был бесславный конец технологического первопроходца.
Об авторе
Харрисон Касс – журналист, пишущий об обороне и национальной безопасности, на счету которого более 1000 статей на темы, связанные с международными проблемами. Адвокат, пилот, гитарист и профессиональный хоккеист, Харрисон служил летчиком-стажером в ВВС США, но был демобилизован по состоянию здоровья. Получил степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора юриспруденции в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Харрисон слушает группу Dokken.