Скромность или героизм: несколько фактов о британском самолете Gloster Meteor

самолет Gloster Meteor, британский самолет, реактивный самолет
Первый британский реактивный самолет Gloster Meteor. | Фото: World War Wings

Meteor сложно назвать великим самолетом. Но это была стабильная, надежная птица, которая принесла много пользы британским и союзным ВВС.

История Gloster Meteor начинается с инновационной работы сэра Фрэнка Уиттла, который запатентовал концепцию турбореактивного двигателя в 1930 году. Gloster Meteor занимает почетное место в истории авиации как первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение союзников во время Второй мировой войны.

Фокус перевел статью Брэндона Дж. Вайхерта о британском реактивном самолете периода Второй мировой войны.

Разработанный британской компанией Gloster Aircraft Company и оснащенный революционными турбореактивными двигателями Уиттла, Meteor можно назвать квантовым скачком в развитии технологических возможностей британских Королевских ВВС. По сути это был единственный самолет с реактивным двигателем, которым союзники располагали во Второй мировой войне.

Відео дня

В конце 1930-х годов, когда в Европе уже назревала война, британское министерство авиации осознало потенциал реактивной тяги и занялось разработкой самолета, способного использовать эту технологию. Компания Gloster Aircraft Company, известная производством надежных истребителей, таких как Gladiator, была выбрана для разработки нового реактивного истребителя по спецификации F.9/40. Но проект, получивший обозначение Gloster G.41, столкнулся с серьезными проблемами: реактивные двигатели были новой технологией в условиях военного времени, а задержки в их производстве позволили Германии опередить Британию.

Gloster Meteor, истребитель Gloster Meteor, самолет Gloster Meteor, британский Gloster Meteor, Gloster Meteor что известно, Gloster Meteor история, военная история, история авиации
Британский истребитель Gloster Meteor
Фото: Flickr

Meteor – предвестник реактивной эры Великобритании

Первый прототип "Метеора", оснащенный двумя двигателями Whittle W.1, поднялся в воздух 5 марта 1943 года с авиабазы Крэнуэлл. За штурвалом был Майкл Даунт.

Конструкция "Метеора" была консервативной, но эффективной из-за необходимости обеспечить надежность в применении неизведанной технологии. Он имел обычную конфигурацию прямого крыла, двухмоторную компоновку с мотогондолами, установленными под крыльями, и трехколесное шасси – редкость среди истребителей той эпохи.

Несмотря на то, что конструкция прямого крыла ограничивала скорость по сравнению с винтокрылыми машинами, в частности, с легендарным немецким Messerschmitt Me 262, прочная конструкция и стабильная управляемость "Метеора" сделали его практичным первым шагом в реактивную авиацию. Его планер был построен преимущественно из алюминия, что позволило сбалансировать прочность и вес, а двухдвигательная конструкция обеспечивала резервирование, что было крайне важно, учитывая склонность первых реактивных двигателей к отказам.

Ранние модели, такие как Meteor F.1, оснащались двигателями Rolls-Royce Welland, созданными по проекту Уиттла, и развивали тягу в 770 кг/с каждый, что обеспечивало самолету максимальную скорость около 660 км/час. Дальнейшие варианты, такие как F.3 и F.4, оснащались более мощными двигателями Rolls-Royce Derwent, которые увеличивали скорость до 965 км/час. Meteor был вооружен четырьмя 20-мм пушками Hispano в носовой части, обеспечивавшими грозную огневую мощь против воздушных и наземных целей.

Боевое крещение "Метеора"

Gloster Meteor поступил на вооружение ВВС 27 июля 1944 года. Первой его начала применять 616-я эскадрилья. Его первоначальной задачей было противодействие немецким крылатым ракетам V-1, терроризировавшим в то время Лондон.

Скорость Meteor F.1 позволяла ему преследовать и уничтожать V-1, либо сбивая их, либо отклоняя от курса касанием кончика крыла – техника, демонстрирующая как мастерство летчика, так и маневренность самолета. К августу 1944 года "Метеоры" одержали первые воздушные победы над этими ракетами, доказав боевой потенциал истребителя.

Но в отличие от своего немецкого аналога, более известного Messerschmitt Me 262, Meteor во время войны произвел не так уж и много столкновений с вражескими самолетами. Королевские ВВС держали самолет над британской территорией, чтобы сохранить его секретность, и он не вступал в бой с истребителями нацистских Люфтваффе до начала мая 1945 года, всего за несколько дней до капитуляции Германии. Действительно, Meteor совершил первое сбитие 4 мая 1945 года – его жертвой стал Fieseler Fi 156 Storch. Война в Европе закончилась задолго до того, как Meteor смог в полной мере продемонстрировать свои возможности в воздушных боях.

Gloster Meteor, истребитель Gloster Meteor, самолет Gloster Meteor, британский Gloster Meteor, Gloster Meteor что известно, Gloster Meteor история, военная история, история авиации
Британский Gloster Meteor периода Второй мировой войны
Фото: Архивное фото

Немцы предприняли серьезные усилия, чтобы довести Me 262 до серийного производства, построив к концу войны около 1400 самолетов (хотя только несколько сотен из них были в строю в каждый конкретный момент времени). За это время Meteor едва вышел за пределы стадии прототипа. К концу войны в эксплуатации находилось менее двадцати "Метеоров". Его двигатели, хотя и были революционными, оказались недостаточно мощными по сравнению с более поздними моделями, а прямые крылья делали его менее маневренным на высоких скоростях, чем винтокрылый Me 262. Тем не менее надежность и простота обслуживания "Метеора" выгодно отличали его от гораздо более темпераментного немецкого соперника.

Звездная роль в начале Холодной войны

В конечном счете, истинное влияние Gloster Meteor проявилось вовсе не во время Второй мировой войны, а после этого конфликта, в первые годы Холодной войны с Советским Союзом. В начале Холодной войны Meteor повсеместно использовался для обороны Великобритании, где он служил до конца 1950-х годов.

Кроме того, Meteor принимал участие в длительных боевых действиях во время Корейской войны (1950-53 гг.) на службе Королевских ВВС Австралии (RAAF). К этому моменту "Метеоры" явно уступали советским боевым самолетам со стреловидным крылом, но они все еще хорошо справлялись с наземными целями.

Meteor не вошел в число великих самолетов. Это была стабильная, надежная птица, которая оказалась полезной для британских и союзных ВВС. К 1950-м годам он экспортировался более чем в дюжину стран, включая Аргентину, Израиль и Египет, что свидетельствует если не о величии, то как минимум о его неизменной популярности.

Об авторе

Брэндон Дж. Вайхерт – аналитик по национальной безопасности National Interest, бывший сотрудник Конгресса и геополитический аналитик, пишущий для The Washington Times, Asia Times и The-Pipeline. Автор книг "Winning Space: How America Remains a Superpower", "Biohacked: China's Race to Control Life" и "The Shadow War: Iran's Quest for Supremacy". Его новая книга, A Disaster of Our Own Making: How the West Lost Ukraine, уже доступна в книжных магазинах. За Вайхертом можно следить в Twitter: @WeTheBrandon.