Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Все в Twitter. Как управлять городом с помощью соцсетей

Все в Twitter. Как управлять городом с помощью соцсетей

Испанский городок Хун — единственный в мире, которым управляют с помощью твитов, ретвитов и лайков. Пригодится ли этот опыт мэрам украинских городов

000

Четвёртый год в небольшом городке Хун на юге Испании проходит выдающийся социальный эксперимент, — пишут Деб Рой и Уильям Пауэрс в статье, опубликованной в The Huffington Post. Здесь решили использовать "Твиттер" как основное средство коммуникации между гражданами и городской властью. Идею подал мэр Хуна — 45-летний Хосе Антонио Родригез Салас.

Проект был запущен в 2011 году. Родригез Салас убедил все 3,5 тысячи жителей своего городка не только зарегистрироваться в социальной сети, но и подтвердить свои аккаунты в муниципалитете. Это не обязательное условие — участвовать в обсуждении может каждый, "Твиттер" открыт для всех, но регистрация помогает городским служащим сразу определить, что они имеют дело с местными жителями.

Базовый сценарий таков: гражданин, у которого есть вопросы, пожелания или жалобы, адресует твит мэру или кому-то из его команды. Например, 19 августа прошлого года, в 22 часа 48 минут, некий житель пожаловался на то, что в городе перегорел один из уличных фонарей. Через девять минут мэр пообещал, что завтра отдаст распоряжение городскому электрику всё починить. А на следующий день в 10 часов 22 минуты электрик разместил в "Твиттере" фотографию отремонтированного фонаря, сопроводив её тем же хештэгом, что и два предыдущие сообщения.

Во все времена властям приходится так или иначе взаимодействовать с гражданами. Но интернет делает это общение более оперативным и усиливает обратную связь. Любому жителю Хуна достаточно изложить свою проблему в 140 или менее знаках, и в течение суток вопрос будет решён. Более того, любой может следить за обсуждением. Эта "взаимная прозрачность" служит одновременно кнутом и пряником. С одной стороны, вся деятельность властей контролируется общественностью. Если бы сломанный уличный фонарь не был починен, об этом узнали бы все, и нерадивый служащий получил бы выговор или, если бы неисполнительность стала обычным явлением, был бы уволен. Это кнут.

Но вовремя выполненная работа городских служб также становится всеобщим достоянием, и хорошие работники с большей вероятностью получают признание и награду. Пряники могут быть совсем крошечные, как лайк и ретвит (электрику досталось и то и другое), или такие большие, как уважение соседей и популярность среди сограждан. Оператор городской машины для подметания улиц, чьи шутливые твиты сделали его местной знаменитостью, признаётся, что социальная сеть изменила его жизнь — теперь он чувствует внимание к своей работе и получает общественное признание.

Любому жителю Хуна достаточно изложить свою проблему в 140 или менее знаках, и в течение суток вопрос будет решён

По словам мэра, новый подход экономит не только время, но и средства. Общение в "Твиттере" происходит быстрее, чем по телефону, а эффективность такого диалога позволила сократить штат местной полиции с четырёх человек до одного. Единственный оставшийся в Хуне страж порядка получает от 40 до 60 твитов в день, от серьёзных (автомобильная авария) до заурядных ("мой сосед поёт целыми днями, заставьте его замолчать"). Он отмечает, что публичная доступность в социальных сетях 24 часа в сутки 7 дней в неделю бывает утомительной: чтобы сохранить семейную жизнь, приходя домой, он отключает телефон. А если происходит что-то экстренное, его находят и без помощи "Твиттера" — в маленьком городке все знают, кто где живёт.

Впрочем, есть и те, кто недоволен новым порядком. Один из жителей признался, что ему не по душе то, что мэр использует "Твиттер" для самопиара, а городские служащие во всём копируют своего шефа. Тот же гражданин считает, что общественные служащие не должны использовать свои аккаунты для личных сообщений: "Мне неинтересно знать, что на ужин у них была паэлья".

У мэра тоже есть замечания к работе системы: с тех пор как городские власти начали использовать "Твиттер", граждане стали более нетерпеливы. "В обычной жизни всем недоволен, как правило, один из 43 граждан, в "Твиттере" — один из 27, и они всегда ждут немедленного ответа", — говорит Родригез Салас.

Сегодня немало чиновников ведут общение в социальных сетях: например, американский сенатор Кори Букер, ещё будучи мэром Ньюарка, несколько раз становился ньюсмейкером, отвечая на адресованные ему твиты. Для мэра крупного американского города такое поведение нетипично, а значит, является достаточным информповодом. В случае с Хуном это норма, и информповодом было бы, если бы Родригез Салас не ответил на срочный твит своих горожан.

Городская полиция Нью-Йорка недавно начала использовать "Твиттер" для общения с гражданами, но Хун — первый город, в котором все связи с общественностью были полностью переведены в формат социальных сетей. И городские власти сделали это своими силами: первые пару лет руководство компании "Твиттер" даже не знало об эксперименте.

Родригез Салас / Фото: Wikipedia

Родригез Салас представляет собой нетипичное сочетание технической искушённости и личной харизмы. Такой ли лидер нужен, чтобы начать новую, социальную эру в работе правительств? Будет ли система, опробованная в Хуне, работать в мегаполисах с миллионным населением и другими мэрами? Родригез Салас уверен, что да. Его цель — сделать управление более прозрачным. В его кабинете над рабочим столом висит изображение голубой птички — логотип "Твиттера" (обычно на этом месте размещают портрет испанского короля). Кроме того, мэр недавно заменил потолок в своём офисе на стеклянный — как символ открытости. Граждане скоро вынесут свой вердикт его работе: на выборах в мае они решат, оставить ли градоначальника на следующий срок.

Авторы

Деб Рой, доцент Массачусетского технологического института, глава Лаборатории социальных машин и научный консультант компании Twitter,

Уильям Пауэрс, исследователь в Лаборатории социальных машин и автор бестселлера Hamlet’s BlackBerry.

Перевод Катерины Богданович

Фокус обратился к украинским мэрам и губернаторам с вопросом, может ли прижиться опыт испанского Хуна в Украине

Геннадий Кернес

городской голова Харькова

— Люди, которые не могут достучаться до политиков в коридорах власти, оставляют свои сообщения в Twitter. Политик видит их сообщения. Другое дело, как он на них реагирует и реагирует ли.

У меня есть аккаунты в Twitter, Instagram. В Facebook у меня 100 тыс. подписчиков. Я сам их веду, не доверяю это никому. Но бываю в социальных сетях по случаю, постоянно не сижу.

Степан Барна

губернатор Тернопольской области

— У меня есть аккаунты в Facebook, "Одноклассниках", "ВКонтакте" и Twitter. Для работы и общения с гражданами я использую Facebook, синхронизированный с Twitter. Отвечаю на сообщения, как правило, вечером по телефону, когда еду с работы домой. Мои подписчики — люди 30-40 лет. Часть из них обращается с личными просьбами. Пишут научные работники, общаюсь с руководителями предприятий и главами сельсоветов. Часто меня "тэгают" к публикациям, где я упоминаюсь лично, или к какой-то проблеме, решение которой в моей компетенции. Недавно пригласили на вечер памяти Виталия Лотоцкого, земляка и бойца, который погиб в АТО. Аккаунты "ВКонтакте" и "Одноклассниках" я больше использую как площадку для наблюдений, на сообщения не отвечаю, но читаю их.

Геннадий Минаев

бывший мэр Сум

— Зачем вспоминать Испанию? В 2011–2014 годах я тоже так общался с жителями Сум в онлайн-приёмной мэра. Она действительно работала, и я сам отвечал на все вопросы. У меня есть аккаунты в Facebook и "ВКонтакте". Когда я занимал должность мэра, кое-какие графические материалы для публикаций мне помогал делать помощник. Он также иногда дублировал мои посты из личного аккаунта на публичную страницу Facebook (для тех, кто не имеет страницу в этой социальной сети, но может находить их в интернете) и на стену "ВКонтакте". Но тексты всегда были мои. Помогает ли такое взаимодействие? Людям так гораздо удобнее заявить о своих проблемах. А вот мне не помогало, а доставало. С 21:00 до 24:00 я обычно "разгребал" сообщения в духе "Мрак! Жуть!"

Андрей Садовый

мэр Львова

— Отсутствие качественной коммуникации власти и общественности – одна из самых больших проблем городов Украины. Решило бы эту проблему общение в Twitter? Идея интересная. Но я не знаю, насколько она практически осуществима в украинских реалиях. Уровень владения компьютерной техникой и присутствие в сети в Украине и странах Европы на разном уровне. У Львовского городского совета есть страница в Twitter, лично у меня есть страница в Facebook, которую я веду сам. Я получаю много сообщений от подписчиков: жалоб или пожеланий. Мой секретарь помогает их перенаправить по адресу. Например, если человек жалуется на какую-то проблему в том или ином здании, она адресует это обращение ЖЭКу. Иногда люди сигнализируют, когда видят какую-то нечестность в той или иной структуре. Иногда советуют по тем или иным городским вопросам. Мои подписчики – неравнодушные люди с обостренным чувством справедливости. 

Записала Ирина Гамалий

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.