Меркель и плачущая девочка. Пять истин, которые должен помнить каждый политик
История о том, как Ангела Меркель довела до слез девочку-палестинку, уже несколько дней вызывает бурные споры не только в Германии. Этому случаю посвятил статью журнал The New Yorker
Тем, что Ангела Меркель — жесткий человек, казалось, никого не удивишь, пишет Эми Девидсон. Сначала канцлера обвинили в том, что она унижала Алекса Ципраса, премьер-министра Греции, во время переговоров о третьем за последние пять лет спасении финансовой ситуации в его стране. Затем просочилась информация о том, что, вернувшись в Германию с греческого саммита, Меркель довела до слез 14-летнюю девочку-беженку.
Инцидент произошел на форуме "В Германии жить хорошо". На вмиг разлетевшемся видеоролике палестинская девочка по имени Рим Сахвиль рассказывает канцлеру о том, что ее семья живет в Германии уже четыре года, но до сих пор не получила ответа на свое заявление о предоставлении убежища. Девочка призналась, что живет в страхе. Она боится, что в случае отказа их отправят в лагерь для беженцев в Ливане.
"Я понимаю, — ответила Меркель. — Иногда бывает трудно. Вот ты стоишь передо мной, такая славная девочка. И тебе известно, что в ливанских лагерях есть тысячи и тысячи других беженцев. Мы не можем просто сказать, что им всем можно к нам. И всей Африке тоже. Мы с этим не справимся".
После этих слов Меркель девочка начала плакать. А канцлера за такой ответ раскритиковали в пух и прах. Есть пять простых истин, помнить о которых не мешало бы политикам.
1
В неловких ситуациях большинство американских политиков доверяются замечательному рефлексу, который называется "обнимай-или-убегай". Меркель об этом не знала.
"О Господи, — промолвила Меркель, когда увидела слезы подростка.— Но ты же так хорошо высказалась!"
"Думаю, дело не в выступлении, канцлер, — сказал ведущий форума. — Это из-за пребывания в стрессовой ситуации".
Меркель повернулась к нему и немного повышенным тоном ответила: "Я знаю, что это от стресса. Но я все-таки хочу ее немного погладить".
"Немного погладить" — это, пожалуй, не самый идеальный перевод, в основном из-за того, что фраза, которую использовала Меркель — einmal streicheln, звучит невероятно глупо даже на ее родном немецком языке.
Слово streicheln употребляют, когда речь идет о поглаживании домашнего животного. И действительно, Меркель погладила руку девочки так, будто та была котенком. Это и породило хэштег #MerkelStreichelt (#Меркельгладит).
Любой политик, будь он на месте Меркель, наверняка выбрал бы одну из двух известных тактик. Он бы либо закончил разговор эмоциональным жестом, либо быстро ушел. Раз уж Меркель застряла, ей наверняка стоит напомнить об еще одной истине.
2
Политикам лучше избегать длинных диалогов с народом. Ведь во время таких бесед сболтнуть лишнее очень легко.
Может показаться, что Меркель была ошеломлена желанием маленькой беженки остаться в стране. Но на самом деле это не так, ведь Сахвиль начала разговор не с "больной мозоли", а с похвалы школе и сообществу, которые очень хорошо ее приняли. Девочку удивляло то, что не у всех беженцев так сложилось. Меркель сама подтолкнула ее к разговору о личном ("Откуда именно ты приехала?", "На какой стадии рассмотрения находится твое заявление о предоставлении убежища?"). Их диалог длился около 11 минут. Возможно, потому что Меркель, как и другие присутствующие, были очарованы чистотой произношения и грамотностью немецкого, на котором беженка общалась с канцлером. "С ума сойти, не так ли?" — обратилась Меркель к присутствующим.
Ничего удивительного, просто каждый политик должен помнить о том, что…
3
Вопросы, требующие решения, всегда будут.
В мире мало стран, которые не запятнали свою репутацию, решая миграционные вопросы. И у немцев, и у других европейских наций проблема отношения общества к иммигрантам из кризисных стран остается нерешенной и ведет к укреплению позиций антииммигрантских партий. Некоторые вопросы, которые задает себе Германия, напрямую связаны с греческим кризисом. Что Европа понимает под фразой "сообщество", а Германия — под словом "лидерство"?
Меркель с какой-то непонятной страстью недавно говорила о том, что жертвам военных действий в Сирии поддержка нужнее, чем экономическим иммигрантам, ведь решение сирийских проблем поспособствует возращению домой всех "неместных", которым приходится жить в Германии на птичьих правах.
Ошибка Меркель была лишь в попытке использовать Сахвиль в качестве доказательства того, что нельзя думать об иммиграции с точки зрения истории одного человека.
Но диалог между политиком и девочкой-подростком — это нечто большее, чем проверка госпожи Меркель на эмоциональность. Это вопрос о том, действительно ли иммиграция должна оставаться в рамках "или-или". Кому помочь: этой девочке-подростку или какому-то военному беженцу? Или, может, настало время пересмотреть миграционную политику?
Страна меняется. И политикам всего мира не мешает держать в голове еще одну неписанную истину…
4
Дети — цветы жизни.
Когда Сахвиль начала рыдать, девочка, которая сидела слева от нее, сделала то, что на всех языках мира переводится как "обнимать". А высокий белокурый мальчик дал Сахвиль салфетку. Меркель, казалось, расслабилась, когда модератор предложил этому вежливому мальчику задать канцлеру свой вопрос.
"Я гей, — заявил парень. — И я хотел бы знать, почему с точки зрения брака и усыновления у гомо- и гетеросексуалов совершенно разные права".
Меркель вздохнула и повторила позицию своей партии — Христианско-демократического союза: брак — это союз между мужчиной и женщиной. Она также заявила, что понимает, что молодое поколение может не разделять этих взглядов. Поступило предложение проголосовать. Но если кто-то в зале и поддерживал Меркель, камере не удалось это зафиксировать.
Стало понятно, что эти молодые люди очень часто думают о таких понятиях, как справедливость, честность и простое везение.
5
Идеальных нет.
В ходе мероприятия Меркель вспоминала об этом, ссылаясь на собственное незнание каких-то вещей. Ей следовало добавить, что, несмотря на это, вокруг полно необыкновенных и замечательных людей.
На следующее утро после форума немецким журналистам удалось пообщаться с идущей в школу Сахвиль. Она призналась, что, приехав в Германию, совершенно не знала языка, людей и была очень напугана. Теперь же она не хочет уезжать.
Девочка также высказалась в защиту Меркель, чьи попытки утешить и поддержать ее были, по мнению подростка, совершенно искренними. Тем не менее в интервью для немецкой газеты Bild Сахвиль заявила, что ответы канцлера ее разочаровали. Но жизнь на правах беженки многому научила девочку: когда приходится выбирать между практической помощью и сочувствием на словах, она предпочитает первое.
"Мне нравятся такие прямые люди, как госпожа Меркель", — сказала Сахвиль. И добавила, что чувствовала бы себя в сто раз хуже, если бы канцлер была с ней неискренней.
По материалам: The New Yorker
Перевод Анны Синящик