Говорит бен Ладен. О чем рассказала фонотека лидера "Аль-Каиды"

Фото: Getty Imades
Фото: Getty Imades

Корреспондент BBC Ричард Фентон-Смит об удивительных открытиях, сделанных благодаря записям фонотеки, принадлежавшей лидерам «Аль-Каиды»

Во время американского вторжения в Афганистан в 2001 году Усама бен Ладен вынужден был бежать из Кандагара, где жил с 1997 года. Он взял с собой несколько войсковых соединений и поспешно освободил базу. После бегства лидеров "Аль-Каиды" в здании, где они жили, нашли 1500 аналоговых аудиокассет. Афганцы, обнаружившие эту коллекцию, немедленно отнесли ее в музыкальный магазин. Хотели подзаработать. Поп-музыка в Афганистане долго была под запретом, когда талибы ушли, она вернулась на рынок, хоть и была поначалу большой редкостью. Владелец магазина предположил, что записи, попавшие к нему в руки, представляют ценность, и рассказал о них оператору новостной службы CNN. Торговец не ошибся. Фонотека принадлежала боссам "Аль-Каиды".

Fullscreen

Фото:bbc.com/Флагг Миллер с лентами Аль-Каиды

Записи переслали в исследовательский центр "Афганский проект" в Виллиамс Колледж (штат Массачусетс). Колледж в свою очередь пригласил эксперта по арабской литературе и культуре Флегга Миллера. Он-то и изучал все эти проповеди, песни и записи задушевных бесед. Миллер до сих пор остается единственным человеком, прослушавшим фонотеку "Аль-Каиды" в полном объеме.

"Это было совершенно ошеломляюще, — вспоминает он день, когда получил две пыльные коробки с кассетами. — Я не спал три дня, думал о том, что потребуется, чтобы раскрыть смысл этой находки". Прошло более десяти лет, и Миллер издал книгу "Дерзкий аскет", где были его выводы.

Кассеты записаны в период с конца1960-х до 2001 года, на них более 200 различных голосов, в том числе Усамы бен Ладена. Первая запись с его участием датируется 1987 годом. Также записана битва моджахедов и советского спецназа.

Fullscreen

Фото:bbc.com/Записи в период с конца1960-х до 2001 года

Бен Ладен покинул свой дом в Саудовской Аравии, где он воспитывался в роскоши, чтобы сделать себе имя, сражаясь с неверными, захватившими Афганистан. "Он хотел создать имидж боевика, что оказалось нелегкой задачей, потому что бен Ладен был известен как денди в дизайнерских сапогах пустыни, — говорит Миллер. — Он выстраивал очень сложную систему персонального продвижения, и аудиозаписи из этой коллекции были ее важной частью".

В фонотеке есть речи бен Ладена, которые он произносил в конце 1980-х и в начале 1990-х годов в Саудовской Аравии и Йемене. "Поразительно то, как бен Ладен говорит об угрозе захвата Аравийского полуострова. Кто по его словам враг? Не США, как мы часто думаем, и не Запад, а другие мусульмане", — отмечает Миллер. В будущем тема США станет лейтмотивом бен Ладена, но в его ранних речах Штаты не фигурируют в качестве врага. Тогда он был обеспокоен "неверием" мусульман, не придерживающихся строгой буквалистской интерпретации ислама.

"В первую очередь это были шииты, иракские баасисты, коммунисты и египетские нассеристы, — объясняет Миллер. — Бен Ладен хотел свести джихад к вопросу о том, кто является истинным мусульманином".

Fullscreen

Фото:bbc.com/Усама бен Ладен в Афганистане, 1997, с кассетными записями

Аудиокассеты стали идеальным инструментом пропаганды. Бен Ладену нравилось работать с записями. Их легко было тиражировать и распространять, передавать из рук в руки. Эта форма передачи информации была очень популярна на Ближнем Востоке. В арабском мире люди слушали кассеты вместе с друзьями, обсуждая революционные идеи.

Большинство кассет фонотеки — записи проповедей и публичных выступлений, впрочем, есть там и кое-что действительно необычное. К примеру, запись разговора с "джинном" — в арабской традиции это существо, завладевающее телом человека. Джинн утверждает, что у него есть сведения о политическом заговоре, бен Ладен отвечает, что у него нет времени на эти предрассудки.

В коллекции также нашлись записи, сделанные во время боев, которые арабские боевики вели с советскими войсками, и во время завтрака в тренировочном лагере в конце 1980-х. Это откровенные разговоры, дающие представление о буднях на линии фронта. Говорят о том, как хотелось бы поесть вкусной еды, чего-нибудь изысканного, каких-нибудь блюд от шеф-повара из Меккы, известного своими десертами.

Fullscreen

Есть исламские гимны — песни, которые пели во время драматических сражений. Музыкальные послания для начинающих моджахедов были ключевым инструментом вербовки.

"Эти песни несли эмоциональную нагрузку, люди приносили домой звуки битвы, многие могут прочесть о сражении или увидеть его по телевизору, но услышать его песни в своих наушниках — это уже нечто интимное, это дает фантазии разыграться", — рассказывает Миллер. Был ли в коллекции Фил Коллинз? Что-нибудь из Fleetwood Mac или Rolling Stones? К сожалению, нет. Однако нашлась кое-какая западная поп-музыка. Например, Гастон Гренассия, обычно выступавший под псевдонимом Энрико Масиас. Это алжирской еврей, который сперва достиг успеха во Франции, а потом прославился во всем мире. Он был популярен в 1960-1970-х годах.

"Я думаю, подборка французских песен означает, что афганские арабы в Кандагаре говорили на многих языках и бывали во многих странах. Многие жили на Западе в течение долгих лет, — говорит Миллер. — Кто-то из верхушки "Аль-Каиды" в какой-то момент жизни наслаждался песнями алжирского еврея. А может, по-прежнему наслаждается, несмотря на то, что другие борцы видят в этом ересь". Еще одна неожиданность — на пленках упоминается Махатма Ганди. Усама бен Ладен цитирует его в качестве источника вдохновения в выступлении в сентябре 1993 года.

Судя по пленкам, бен Ладен поначалу призывал сторонников принять меры против США, бойкотируя американские товары. Тем не менее упоминания о насилии в отношении Америки не было. "Все изменилось в 1996 году, после того как его выслали из Судана, — рассказывает Миллер. — Из-за давления со стороны США он был лишен саудовского подданства в 1994 году и потерял деньги.

Только в одной из последних записей этой коллекции был намек на события 11 сентября 2001 года. Эта запись была сделана на свадьбе телохранителя Усамы бен Ладена за несколько месяцев до нападения на Нью-Йорк и Вашингтон. "Посреди всеобщего веселья бен Ладен говорит, что праздник не должен затмевать более серьезные вопросы. Он открыто рассказывает о самолете, как будто не собирается скрывать подробности. Говорит "мы услышим в новостях" и просит бога послать успех его "братьям", — говорит Миллер.

Перевод Марии Бондарь
Источник: BBC