Украина сможет войти в НАТО и ЕС только если в России случился коллапс, — Роберт Каплан

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Писатель Роберт Каплан, известный сотрудничеством с правительством США, рассказал Фокусу о своей новой книге, опасениях Путина и карме Украины

За Робертом Капланом закрепилась репутация влиятельного автора и бывалого путешественника. Неудивительно, ведь с начала 90-х он побывал в таких экзотических для "среднего американца" странах, как Судан, Югославия, Ирак. "Турист" дал в своих книгах подробный анализ всего, что увидел во время путешествий.

Пишут и говорят о Каплане разное: одни называют его шпионом под прикрытием, другие графоманом, заигравшимся в агента 007, третьи — чуть ли не реинкарнацией Редьярда Киплинга, писателя-путешественника.

Сам Каплан не скрывает, что к его мнению давно прислушиваются в американских госструктурах. На его личном сайте можно найти упоминание о том, что в 90-х именно благодаря его, каплановским, исследованиям президент США Клинтон отправил на Балканы миротворцев, предотвратив назревавший в Македонии этнический конфликт.

В 2001-м Каплан оказался в числе дюжины специалистов, приглашенных тогдашним замминистра обороны Полом Вулфовицем на конфиденциальную встречу, где обсуждались будущее Ближнего и Среднего Востока после трагических событий 9/11 и необходимость свержения режима Саддама Хусейна.

Fullscreen

КТО ОН

Геостратег, старший научный сотрудник вашингтонского Центра новой американской безопасности, член Совета по оборонной политике США, один из "100 ведущих мировых мыслителей" по версии журнала Foreign Policy, автор 16 книг о геополитике

ПОЧЕМУ ОН

В 2016-м была издана его новая книга "В тени Европы: две холодные войны и тридцатилетние скитания по Румынии и за ее пределами"

Фокус спросил одного из наиболее влиятельных американских авторов о том, к каким последствиям приведут последние политические события в мире.

Ваша книга "Балканские призраки" убедила Клинтона оправить миротворцев в этот регион, "Месть географии" вернула фанатам GPS интерес к самостоятельной работе с картами, а "Муссон" и вовсе стал настольной книгой для начинающих политологов. Есть ли у вас ощущение того, что каждая ваша книга как-то меняет мир?

— Конечно, я чувствую ответственность за написанное. Как и любой другой автор. Я действительно был одним из сторонников вторжения на Балканы — писал об этом, выступал по телевидению. И в книге "Балканские призраки" изобразил очень мрачную картину происходящего там. На самом деле написанные четверть века назад "Балканские призраки" поначалу были неправильно восприняты администрацией президента Клинтона. Мысль о том, что эта книга, возможно, на какое-то время отложила введение войск на Балканы, меня очень огорчает.

Вы утверждаете, что новая книга "В тени Европы: две холодные войны и три десятилетия путешествий по Румынии и за ее пределами" не только о Румынии, но и обо всем, что происходит сегодня в Европе. Найдут ли в ней исторические параллели те, кто хочет разобраться в причинах и последствиях украинско-российского конфликта?

— В книге есть глава, посвященная государствам Черноморского бассейна: Украине, Молдове, Румынии. Речь идет об оккупации и агрессии фашистской румынской армии в период Второй мировой войны. Когда армия под предводительством Иона Антонеску добралась до Одессы, Сталин опасался, не захватят ли они Киев. Конечно, сегодня иная ситуация: правительство Румынии не фашистское, а либерально-демократическое. Тем не менее Владимир Путин, который хорошо знает историю, понимает, откуда можно ждать проблем. Он обеспокоен связью Румынии с НАТО, поэтому и поддерживает Молдову.

С геополитической точки зрения понятно, что Румыния и Молдова жизненно важные соседи для Украины. Так же, как Украина для России.

В книге "Месть географии" вы даете читателю понять, что судьба некоторых стран всегда будет зависеть от географии. Чего в этой связи стоит ожидать Украине?

"Западу будет очень сложно принудить Путина к возвращению Крыма. Что касается материковой части Украины, все еще есть шансы прийти к какому-то компромиссу"

— Украине нужно осознать, что из-за своего географического расположения она всегда будет интересовать больше Россию, чем, скажем, Германию или США. Конечно, это трудно принять. Как и то, что Россия никогда не допустит полноправного членства Украины в НАТО или ЕС.

Как бы это ни ограничивало возможности развития Украины, как бы ни усложняло существование самого ЕС, ни Евросоюз, ни НАТО не примут Украину в свои ряды. Вашей стране придется смириться с ролью буферной зоны. Но у буферной страны тоже есть определенные возможности и преимущества. К примеру, ассоциированное членство в ЕС и НАТО. Одним словом, ваше будущее не выглядит мрачным.

Украина смогла бы присоединиться к Западу только в том случае, если бы в РФ случился коллапс. Но в ближайшее время ничего такого не предвидится, наоборот, предполагается, что централизованная власть в России сохранит свои позиции.

Может ли Украина надеяться на возращение оккупированного Крыма?

— Западу будет очень сложно заставить Путина вернуть полуостров. Думаю, Крым утрачен навсегда. Что касается материковой части Украины, все еще есть шансы прийти к какому-то компромиссу.

Однажды вы сказали, что учиться — это никогда не забывать о собственных ошибках: о том, что вы неправильно предсказали или не так поняли. Легко ли вы признаете собственные ошибки?

— Признавать собственные промахи всегда нелегко, но, тем не менее, нужно это делать. Испанский философ начала ХХ века Хосе Ортега-и-Гассет писал, что ошибки, которые накапливаются год за годом, век за веком, являются настоящим сокровищем человечества. Без этого сокровища невозможно научиться чему-то новому. Признавать свои ошибки гораздо важнее, чем хвастать тем, что было сделано правильно.

В книге "Муссон", которая вышла в российском переводе в 2012 году, вы написали, что "в Леванте повсеместно наблюдается падение авторитарных режимов и возникновение демократий". В 2016-м мир ужасается от преступлений ИГИЛ. Что тогда обмануло вас?

— Англоязычная версия книги была опубликована в 2010-м, до начала Арабской весны. В эпилоге я писал об Арабской весне, но пытался не быть пессимистом по отношению к Ближнему и Среднему Востоку. Да и большая часть книги о государствах побережья Индийского океана, а не о Ближнем Востоке.

Да, Арабская весна на Ближнем Востоке не стала рождением демократии, вместо этого арабские страны пережили кризис централизованной власти. Я написал об этом в одной следующих своих работ. Признания существующей власти нелегитимной оказалось недостаточно для того, чтобы хоть одна из этих стран стала на путь демократии.

"Украине нужно осознать, что из-за своего географического расположения она всегда будет интересовать больше Россию, чем, скажем, Германию или США. Конечно, это трудно принять"

Вы были одним из тех, кто предвидел волнения на Балканах и терроризм в Ираке. Были ли у вас какие-то предчувствия или научно подтвержденные доказательства того, что в Турции произойдет попытка военного переворота?

— Я предвидел, что и Турция, и Иран могут столкнуться с переворотами или политическими конфликтами, но при этом государственные структуры уцелеют. Как Индия или Китай, эти страны могут похвастать институтом государства, который зарождался и совершенствовался со времен древних цивилизаций. Турция и Иран гораздо крепче, чем другие государства арабского мира, они не рухнут, как Сирия, Ливия или Йемен. Или как рухнул бы в результате Арабской весны Ирак, если бы ранее не пережил вторжение. Правда, этого мы уже никогда не сможем проверить.

В книге "Месть географии" вы написали, что у Великобритании было больше шансов стать сильным государством благодаря ее особенному географическому расположению. Означает ли это, что покинув ЕС, Соединенное Королевство лишь укрепит свои позиции на мировой арене?

— Пока сложно сказать, как Brexit повлияет на экономическое и политическое здоровье Лондона. Многое будет зависеть от того, каким будет развод с ЕС, какие решения, начиная с сегодняшнего дня, будут принимать британские лидеры.

Великобритания — это остров, а не часть континентальной Европы. Соединенное Королевство всегда состояло в близких отношениях с англоязычными США и Канадой, было для них мостом в Европу.

Соединенному Королевству сейчас нужно укреплять и без того крепкие связи со Штатами и Канадой в рамках НАТО. Вспомните, официально блок НАТО называется Организацией Североатлантического договора. Давайте называть вещи своими именами, и тогда будет понятно, чем изначально был этот союз. Укрепив отношения с североатлантическими странами Канадой и США, Великобритания сможет добиться выгодного для себя развода с континентальной Европой.

В январе будет опубликована ваша новая книга. О чем она?

— О том, как географическое положение определило роль Америки в мире.

С чего началось увлечение географией, политикой и международными отношениями?

— Интерес к географии и политике мне привил отец. Он был дальнобойщиком, человеком без университетских дипломов и званий, но с огромным жизненным опытом и удивительно хорошей памятью.

В 1930-х отец объехал все штаты, позже мы с ним частенько обсуждали как ландшафты, так и политику нашей страны, он делился своими воспоминаниями. Со временем меня стали интересовать ландшафты и политическая ситуация не только в США, но и во всем мире.