Путь на Галаху. К чему приведут противоречия между религиозными евреями и остальным израильским обществом

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Жажда власти Беньямина Нетаньяху способна превратить Израиль в государство ультраортодоксов, в котором прошлого будет больше, чем будущего

В Израиле почти сенсация: Беньямину Нетаньяху не удалось сформировать новую правительственную коалицию и кнессет впервые в истории страны проголосовал за повторные выборы — они назначены на 17 сентября текущего года. Такого мало кто ожидал. Апрельские электоральные баталии сложились явно в пользу действующего премьера. Его партия вместе с другими правыми силами получила более половины мест в 120-местном парламенте. "Ликуд" провел в кнессет 35 депутатов (столько же, сколько и его главный соперник — блок "Кахоль-Лаван" Бени Ганца). Еще 21 одно кресло осталось за религиозными иудейскими движениями. У партии "Наш дом — Израиль" (НДИ), возглавляемой Авигдором Либерманом, репатриантом из Советского Союза, оказалось пять депутатских мандатов. Дело было за малым: договориться. Не вышло. Камнем преткновения стал законопроект о всеобщей воинской обязанности, разработанный НДИ, в соответствии с которым в армию должны призываться и религиозные евреи. Либермана в числе прочего обвинили в том, что он "подыгрывает левым". В ответ он заявил, что старается держать слово, которое давал накануне выборов, и посоветовал окружению премьера "обратиться к психиатрам". Призрак соломонова решения, когда бы президент страны Реувен Ривлин предложил сформировать правительство Бени Ганцу, развеял сам Нетаньяху, инициировав повторные выборы. Так возник кризис, на поверхности которого — столкновения взглядов политиков, а в глубине — противоречия между религиозными евреями и остальным израильским обществом.

От левых сионистов к харедим

Конфликт родился не вчера. У истоков основания государства Израиль стояли левые сионисты. И почти три десятилетия они пытались строить вполне светскую нацию иврим — евреев. Иудеи — религиозные евреи — в их построениях маркировались отдельно. Ветры перемен задули в 1977 году, когда партия "Ликуд", идеология которой корнями уходит в сионизм-ревизионизм, получила большинство голосов на выборах в кнессет, а Менахем Бегин стал премьер-министром. С той поры в Израиле стала по-своему реализовываться формула из оруэлловского "Скотного двора": все животные равны, но некоторые более равны, чем другие. Речь идет об общинах религиозных евреев, так называемых харедим — "трепещущих перед Богом". Высшей духовной ценностью они считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Среди привилегий харедим — щедрые государственные дотации и избавление от бремени армейской службы.

1/3 населения Израиля к 2065 году будут составлять харедим — члены религиозных общин, получающие щедрые госдотации и освобожденные от армейской службы

Либерману доводилось и раньше выступать с упреками в адрес Нетаньяху — за то, что тот заигрывает с религиозными партиями и обещает баснословные выплаты харедим — 50 млрд шекелей (примерно $14 млрд). Притом расходы на представителей ультрарелигиозных общин в будущем грозят еще более возрасти. Об этом говорит сравнительная статистика. Семьи ешиботников — тех, кто чуть ли не пожизненно считается учениками религиозных школ ешив, изучают Тору, получают стипендию, а затем и пенсию, — обычно многодетны, 6–10 детей, которым полагаются пособия. "Благодаря высокой рождаемости число харедим удваивается каждые 10–15 лет, — отмечает Шмуэль Роснер, колумнист The New York Times. — Когда в 1948 году вводилась отсрочка от армии, на нее претендовало около 400 харедим. Сегодня их более 50 тыс.". В 2009-м членов харедим насчитывалось 750 тыс. — почти десятая часть всех евреев страны. Десять лет спустя, согласно данным Центрального статистического бюро Израиля, их уже 1,1 млн, или 13%. А к 2065 году они могут составить до трети населения страны.

Именем Торы

Ползучая перелицовка израильского общества подкрепляется заявлениями известных политиков. На днях Бецалель Смотрич, один из лидеров "Объединения правых партий", фактически открыл новую предвыборную кампанию, одной из центральных тем которой обещает стать вопрос об отношениях между религией и государством, тирадой: "Государство Израиль, государство еврейского народа, с Божьей помощью снова будет управляться, как во времена царей Давида и Соломона… Я хотел бы, чтобы в дальней перспективе Израиль управлялся по законам Торы". Смотрич, перед прошлыми выборами озвучивший свою претензию на кресло министра юстиции, добавил, что намерен добиваться увеличения роли судов раввината и уважения к ним.

В НДИ тут же отреагировали на рисуемую перспективу. Депутат кнессета Одед Форер заявил: "Мы рассчитывали, что "Ликуд" вместе с нами будет отстаивать еврейский характер Государства Израиль, не позволяя превратить его в государство Галахи. К сожалению, эта партия активно способствует насаждению религиозного диктата.

Галаха — это совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, которые еврей должен строго соблюдать. Сказать, что Смотрич произнес что-то новое, по своей разрушительной силе напоминающее иерихонскую трубу, вряд ли возможно. Подобные идеи давно витают в воздухе Израиля. И уж точно не являются сюрпризом для Нетаньяху. Яков Неэман, министр юстиции в одном из его правительств, в 2009 году высказывался в том же ортодоксальном духе: "Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны.

Тут трудно придумать строгие параллели, которые бы могли отсылать к украинским реалиям, но в каком-то приближении (причем все-таки далеком от религиозного) это как если бы в Киеве глава Минюста воскликнул: "Рано или поздно мы все будем жить по законам Запорожской Сечи!" То есть в ассортименте — приковывание цепями к деревянному столбу на площади или к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом, киями и т. п.

Далеко не для всех, но для достаточного числа граждан Израиля обещание вернуться к Торе кажется дикостью. Например, Шели Яхимович, депутат кнессета от партии "Авода" (именно эта левоцентристская политическая сила под разными названиями находилась у власти без перерыва со дня основания Израиля до 1977 года) была шокирована заявлением Смотрича и высказала мысль, что вернутся рабство и побивание камнями, гомосексуализм будет запрещен и только мужчинам позволят владеть собственностью. Тот факт, что Смотрич и его друзья — не маргинализованные сумасшедшие, а люди, занимающие влиятельные позиции, — гигантская угроза свободе человека в наш просвещенный век".

Беньямин Нетаньяху у себя в Twitter коротко и ритуально "открестился" от инициатив Смотрича: "Государство Израиль не будет государством Галахи". Но на самом деле он примерно в той же мере ответствен за то, что политическая атмосфера в Израиле порой плавно перетекает в религиозную и обратно, в какой Путин отвечает за "скрепы", мракобесие и строительство трех храмов в день в России.

"Если хотите, это не сон"

В 2016 году Биби публично поддержал неправительственную организацию Im Tirtzu (переводится как "Если хотите" — название взято из эпиграфа к роману Теодора Герцля "Старая новая земля": "Если хотите, это не сон"). Созданная в 2006 году, она, как заявляется, "укрепляет и продвигает ценности сионизма в Израиле". Широкую известность получила в основном благодаря своим кампаниям против Фонда "Новый Израиль", неправительственных организаций с иностранным финансированием и предполагаемой предвзятости в учебных программах израильских университетов.

В тот год, когда Нетаньяху высказал организации слова поддержки, она прославилась обнародованием "списка чужих", в который были включены видные израильские деятели культуры и искусства. Туда, например, попал всемирно известный писатель Амос Оз, ныне покойный. В 2009-м его считали главным претендентом на Нобелевскую премию, хотя награду тогда получила немка Герта Мюллер. Оз всегда исповедовал левый сионизм. Выступал за разрешение израильско-арабского конфликта путем создания двух государств — еврейского и арабского — на территории Палестины. Однако позже, на рубеже веков, публично выступил против возвращения в Израиль палестинских беженцев. Оза трудно было отнести к "чужим". Вернее, трудно было бы любому, кроме тех, кто входит в состав Im Tirtzu — организации, о которой профессор Зеев Стернхелл, один из ведущих мировых экспертов по фашизму, сказал: фашистские принципы "обеспечивают основу для деятельности Im Tirtzu". В трудах основателя группы Стернхелл обнаружил проявления фашистского мышления: видение нации как органического тела, акцент на ослабевшем Западе и описание положения дел в стране как чрезвычайной ситуации, требующей необычных действий против "предателей".

Fullscreen

Пусть победит демократия! Намерение "Ликуда" продвинуть "закон об иммунитете" для Биби обернулось в мае многотысячными демонстрациями в Тель-Авиве

После инцидента со "списком чужих" Нетаньяху заявил, что он против использования слова "предатели" в отношении тех, кто не разделяет его политических взглядов. Годом позже в ходе расследования, проведенного изданием Haaretz, выяснилось, что Im Tirtzu, драконящая левые израильские НПО за иностранное правительственное финансирование, сама получает значительные пожертвования от двух американских организаций, тесно связанных с израильским премьером.

Сегодня эти "строители сионистского общества" вновь оказались в центре скандала. На сей раз они запустили веб-сайт "Знай своего профессора", где перечислены преподаватели вузов страны, занимающие, по мнению активистов организации, "антиизраильские" позиции. Это вызвало гневную отповедь Амирама Голдблюма, старшего преподавателя Еврейского университета и члена организации "Новый израильский фонд": "Нацистские собаки в Im Tirtzu ничего не могут сделать со мной. Я обещаю, что теперь буду фотографировать каждую мразь Im Tirtzu в университетском городке и буду публиковать их имена, чтобы учителя знали, кому не следует давать ученую степень". Ректор университета дал понять профессору, что так обращаться со студентами нельзя. Однако Голдблюм, тем не менее, ответил, что, если студент зайдет в класс в футболке Im Tirtzu, он откажется проводить лекцию и "вызовет охрану".

Деление на своих и чужих, сдобренное общественными рецептами ультраортодоксов, — это то, что взрастил Беньямин Нетаньяху за годы своего правления. То, на что он готов опираться. И чему готов идти на уступки ради заключения коалиционных альянсов и сохранения своей власти.

"Скрепы" vs умы

Биби всегда умел проявлять политическую изворотливость. В кнессете прошлого созыва ему удалось сохранить коалицию, раздав всем сестрам по серьгам. "Наш дом — Израиль" получил портфель министра обороны. Представители поселенцев — обильные бюджеты и должности глав министерств образования и юстиции. Религиозные партии — право вето по всем вопросам религии и государства. Когда сегодня Яир Лапид, второй человек в "Кахоль-Лаван", называет безумием тот факт, что во время неудавшихся переговоров по коалиции в прошлом месяце премьер согласился на требования ортодоксов разрешить гендерную сегрегацию в общественных местах, нужно понимать, что такой шаг имеет логику. Перед этим было увеличение религиозного контента в системе светского образования. Затем в июле минувшего года — принятие закона о национальном характере государства Израиль, вызвавшего возмущение у оппозиции и нацменьшинств — арабов и друзов. Этот документ фактически похоронил гражданское общество. Создал почву для напряженных отношений внутри страны.

Кризис вползает на Святую Землю при непосредственном участии Нетаньяху, выражаясь в том, что лучшие умы Израиля покидают страну

Будет ли такой вектор развития иметь дальнейшее продолжение? Если Нетаньяху останется у руля, скорее всего, да. Бороться же за власть Биби будет с удвоенной силой. Поскольку ему крайне необходимо получить иммунитет от судебных преследований. Информация о коррупционных скандалах давно висит над головой Нетаньяху как дамоклов меч. Но до сих пор ему удавалось выходить сухим их воды. Когда в "Ликуде" заявили о планах законодательно обеспечить неприкосновенность премьера, десятки тысяч людей вышли на акцию протеста в Тель-Авиве. Бенни Ганц был одним из участников манифестации. Он весьма точно описал ситуацию, в которой благодаря правлению Нетаньяху оказалась страна: "Есть люди, пытающиеся заменить власть народа властью одного человека и поставить целую нацию в зависимость от его интересов".

Разумеется, симпатики премьера, наиболее убежденные из которых называют себя бибистами, так не считают. Они готовы простить ему "грешки" и полагают, что без Нетаньяху страну охватит масштабный кризис. Однако кризис мало-помалу вползает на Святую Землю при непосредственном участии долгоиграющего правителя. Он выражается в том, что лучшие умы Израиля покидают страну.

Результаты нового исследования, проведенного институтом "Шореш", довольно неутешительны. Производительность труда в Израиле все больше отстает от показателей ведущих стран, притом подоходный налог ложится на образованную часть населения, а стоимость жизни растет. На каждого израильтянина с ученой степенью, вернувшего в Израиль из-за рубежа в 2014 году, приходится 2,6 эмигрировавших израильских ученых. К 2017 году этот показатель вырос до 4,5.

"Скрепы" весьма дорого обходятся любой стране, в какой бы части мира она ни находилась и на какую бы святую веру ее правители ни пытались сделать ставку. Израиль в этом смысле исключения не составляет. Сумеет ли он отступить от пропасти, в которую столь увлеченно начал заглядывать под руководством Беньямина Нетаньяху, покажут осенние выборы.