Прерванный полет. Могли ли пилоты Ryanair не совершать посадку в Минске?
Принудительную посадку в Минске транзитного авиалайнера Ryanair мировые лидеры называют воздушным пиратством. Насколько ситуация соответствовала международным нормам, Фокус узнал у экспертов.
23 мая самолет ирландской авиакомпании Ryanair совершил вынужденную посадку в Минске. Среди пассажиров рейса Афины — Вильнюс оказался Роман Протасевич, бывший главный редактор телеграм-канала Nexta, который активно поддерживал протесты в Беларуси. Его задержали белорусские спецслужбы.
Добровольно принудительно
Эксперт по международному авиационному праву Андрей Козлов в разговоре с Фокусом описывает случившееся, делая поправку на то, что в момент разговора четких таймлайнов и полной расшифровки переговоров пилотов с диспетчерами нет.
Картина выглядит следующим образом: белорусский диспетчер сообщил на борт воздушного судна, что на его борту якобы находится опасное устройство, возможно, бомба. Такую информацию служба безопасности аэропорта получила из анонимного электронного письма.
Вскоре на перехват вылетает истребитель МиГ-29 и сопровождает самолет в аэропорт Минска.
Козлов ситуацию называет нестандартной, предлагает разобрать детали. Начинает с аксиомы: каждое государство имеет полный исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией. Об этом записано в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.
"Но это не значит, что этот суверенитет ничем не ограничен. Каждая процедура имеет легитимную цель. В данном случае действия белорусской стороны вряд ли можно назвать законными. Это злоупотребление суверенными правами", — говорит он.
От Лукашенко можно ожидать провокаций. Он постоянно говорит об угрозах в области безопасности со стороны Украины
По словам Андрея Козлова, перехват может применяться в нескольких случаях. Например, с целью идентифицировать неопознанный летающий объект. В нашем случае речь об этом не идет — судно шло по международной воздушной трассе с обычной скоростью. Или же в случае отклонения самолета от плана полета, который был передан органу, обслуживающему воздушное движение. Но этого тоже не было. Как мы помним, на борту Ryanair якобы было взрывчатое вещество, но это не повод для сопровождения. Перехватчик мог понадобиться лишь для того, чтобы судно не стало орудием преступления, условно говоря, не упало на жилой квартал какого-то города.
"Если оно двигалось по международной воздушной трассе, вряд ли вообще есть такая необходимость", — уточняет Козлов. В этом случае самолет надо посадить в ближайшем аэропорту — не в Минске, до которого около 200 км, а в Вильнюсе до него — всего 70 км. То есть ради безопасности пассажиров информацию о "бомбе" логично было бы передать в воздушное пространство Литвы. Но о безопасности в белорусских спецслужбах, которые инициировали операцию, вряд ли думали. Согласно Чикагской конвенции, перехват воздушного судна происходит по алгоритму: перехватчик подходит к самолету сзади слева, заходит чуть вперед и ниже, после чего дает визуальный сигнал покачиванием судна и аэронавигационными огнями.
"Пилот должен подчиняться командам диспетчера, но окончательное решение о посадке принимает командир. Понимая, что происходит нестандартная ситуация, он, например, может симулировать неспособность выполнить указания", — добавляет Козлов. Но вряд ли у него была такая мысль. Он сопоставил опасности при сопротивлении, учел дополнительную угрозу самолету и сел в Минске. Кроме того, присутствие истребителя было неслучайным. По закону белорусские истребители имеют право стрелять в случае невыполнения команд диспетчера.
Практика нарушения
Романа Протасевича и его девушку, гражданку РФ, белорусские правоохранители задерживали в аэропорту. Спустя семь часов Boeing 737–800 вылетел в Вильнюс, недосчитавшись еще нескольких пассажиров. Позднее произошедшее в авиакомпании назвали "похищением, которое совершило государство".
Уже вскоре международные эксперты и политики заговорили о возможных санкциях в адрес Беларуси, на территории которой было нарушено международное право, ведь сообщение о заминировании оказалось ложным — бомбу так и не нашли.
"Это акт против безопасности гражданской авиации. Перехват — всегда опасное явление, потому что дополнительный цикл взлет — посадка, отклонение от маршрута, полет по незапланированным коридорам и т. д. Если опасность неоправданная, это преступление, которое государство должно расследовать самостоятельно либо выдать виновных другой стране", — говорит Козлов. Очевидно, что Беларусь расследовать ничего не будет, выдавать кого-то — тоже.
ВажноОтметим, что в прошлом году об организации подобной операции с перехватом самолета, на борту которого находилось два десятка представителей частной военной компании Вагнера, говорили в Украине. Ныне эксперты объясняют, что если бы подобный случай произошел в небе над нашей страной, это тоже считалось бы нарушением.
Безопасность для украинцев
После произошедшего гражданам Украины необходимо быть более бдительными — от рейсов над Беларусью и соседней Россией лучше воздержаться. В день задержания Романа Протасевича глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров также пролетал над Беларусью. До посадки в самолет он сообщил об этом в соцсетях. Позднее украинские дипломаты попросили его больше так не делать, ведь на территории оккупированного Крыма продолжается незаконный заочный процесс — Чубаров находится в РФ в розыске, его могут "осудить" на девять лет колонии.
"От Лукашенко можно ожидать провокаций. Он постоянно говорит об угрозах в области безопасности со стороны Украины — то украинцы оружие везут, то поддерживают протесты", — обращает внимание Павел Климкин, экс-министр иностранных дел.
ВажноТем временем ЕС и Великобритания закрывают небо Евросоюза для белорусских авиакомпаний, а их лайнеры будут избегать воздушного пространства Беларуси. Украина также приостанавливает авиасообщение с Беларусью. Самолеты перенаправили через воздушное пространство других стран. Это удлинило маршруты, повысило цены на билеты, а белорусский доход от обслуживания воздушного движения перейдет Польше, Литве, Украине. Однако этого, по мнению Климкина, недостаточно. Он считает, что необходимо запретить весь транзит через Беларусь, который важен не только для нее, но и России. А еще — ввести дополнительные европейские и американские санкции против Лукашенко.
"Сейчас на кону репутация Запада, если позволить Лукашенко воздушное пиратство, то в следующий раз он будет убивать на улицах европейских городов — как Путин. Лукашенко теперь государственный террорист. Статус-кво изменился", — уверен Климкин.
Эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич говорит, что украинским властям сложно делать какие-то заявления по поводу Беларуси. На одной чаше весов — конфликт в политической сфере, на другой — экономическое сотрудничество. В частности, Украина закупает в Беларуси электроэнергию и нефтепродукты.
"Нужно быть осторожным, не стоит прибегать к каким-то радикальным действиям и всегда помнить, что у нас большая граница с Беларусью", — считает политолог Владимир Фесенко. Что может измениться, так это место проведения встреч по Донбассу. Пока ситуацию спасает "видеоконференция", но в будущем очная встреча поставит вопрос, где ее проводить. Похоже, что Минск для этого больше не подходит.