Тело как искусство: превращение звезд в живых людей – любимое занятие фотохудожницы Сэм Тэйлор-Вуд

До 1 марта в Киеве будет работать персональная выставка британки Сэм Тэйлор-Вуд – той самой художницы, которая снимала, как Джуд Лоу, Бенисио дель Торо и Бен Стиллер плачут, а Дэвид Бекхэм спит

Related video

Эти, а также некоторые другие манипуляции вроде подвешивания себя на воздушных шарах нужны художнице для того, чтобы по-новому раскрыть внутренний мир человека и возможности его тела. Например, видеоработа "Дэвид" (снятый одним дублем часовой фильм о том, как футболист спит после тренировки) позволяет увидеть другого Бекхэма – не поп-икону, а обычного человека. А серия "Плачущие мужчины" демонстрирует ранимость и незащищенность знаменитых актеров, хотя иногда и мнимую: некоторые звезды во время фотосессий использовали искусственные слезы.

Правда, "Дэвида", как и "Плачущих мужчин", отечественные зрители не увидят. Зато на киевской выставке можно будет посмотреть на братьев Кличко. Украинские боксеры – главные герои видеодиптиха "Трехминутный раунд". Тэйлор-Вуд снимала их сразу после боя: Владимира – в Нью-Йорке, Виталия – в Берлине. В кадре они молча сидят с закрытыми глазами. Неизвестно, узнают ли зрители что-то новое о братьях Кличко благодаря этому видео, но сама художница основной смысл своей работы формулирует просто: "Неподвижность этих великих гигантов – это так красиво".

Превращать иконы масскульта в живых людей – любимое занятие фотохудожницы. Тем более что круг ее знакомств позволяет делать это с подробными знаниями об объектах. 41-летняя Сэм Тэйлор-Вуд – настоящая суперзвезда британского современного искусства, из той же группы "Молодых британских художников", что и Дэмиен Херст. До недавнего времени она была замужем за одним из самых успешных британских арт-дилеров и владельцем галереи "Белый куб" Джеем Джоплином. Впрочем, и после развода в сентябре прошлого года у Тэйлор-Вуд сохранились дружеские отношения с Элтоном Джоном, Кейт Мосс и музыкантами из дуэта Pet Shop Boys.

Чаще, чем фото- и видеопортреты других людей, Тэйлор-Вуд снимает только автопортреты. Уже почти классикой стала серия "Стул Брэма Стокера": художница в замысловатых позах зависает в воздухе над стулом, который не отбрасывает тени. Свежая работа на тему возможностей человеческого тела называется "Побег художника". В этой фотосерии художница будто улетает на воздушных шарах.

Вообще, у отношений Сэм с собственным телом долгая история. Художнице два раза довелось лечиться от рака: в 1997-м у нее обнаружили опухоль толстой кишки, а в 2000-м – груди. "Вдруг твое тело перестает быть твоим", – описывает свои ощущения художница, которая отказалась от вызывающих бесплодие таблеток и два года назад родила вторую дочку.

В 1997 году Тэйлор-Вуд выдвинули в номинантки на самую престижную арт-премию Британии – приз Тернера. Церемонию художница смотрела из больничной палаты, где проходила курс химиотерапии. После ее выздоровления недоброжелатели говорили: "Тебя номинировали, поскольку думали, что ты умрешь". Эти слова Тэйлор-Вуд по сей день вспоминает как самые неприятные в своей жизни. Зато с тех пор руководствуется принципом: ценно одобрение только тех, чье мнение для тебя важно.

Одобрение остальных приложилось в том же 1997-м в виде награды Illy Cafeé Prize самому перспективному молодому художнику на 47-й Венецианской биеннале. В 2007 году Тэйлор-Вуд снова была в Венеции, на этот раз в составе делегации от Украины. Работы, созданные художницей для украинского павильона, тоже можно будет посмотреть на киевской выставке Сэм Тэйлор-Вуд в PinchukArtCentre.

Выставка Сэм Тэйлор-Вуд (фото)