В пролете. Почему авиаперелеты недоступны большинству украинцев
2009 год разбил надежды украинцев на доступные полеты по стране. Другое дело – международные маршруты, в которых уверенно закрепляются бюджетные авиалинии
"Я живу в столице, но часто наведываюсь к родителям во Львов. Когда в июле прошлого года WizzAir открыла рейс Киев – Львов, я сменила ночные поездки на поезде на 50-минутные перелеты. Ведь авиабилет в один конец за 100 гривен прекрасно вписывался в мой бюджет", – рассказывает Фокусу лаборант кафедры биологии Киево-Могилянской академии Любомира Ремажевская. Но в августе 2009 г. Любомира опять пересела на поезд. Бюджетная компания WizzAir отменила все внутренние маршруты, оставив лишь один дешевый рейс Киев – Симферополь – Киев. Впрочем, никто, кроме WizzAir, не решился открыть маршруты между украинскими городами: другие дискаунтеры, которые присматривались к Украине с 2007 г., скептично оценивали внутренние перелеты.
В итоге мечты о доступных полетах по стране так и не воплотились в жизнь. Цены же отечественных перевозчиков кусаются. К примеру, у Международных авиалиний Украины (МАУ) перелет из Киева во Львов стоит 1590 грн., билет Киев – Донецк у "ДонбассАэро" обойдется минимум в 700 грн.
А вот с зарубежными дешевыми рейсами ситуация более оптимистичная. По данным компании Astrum Capital, лоу-костеры к ноябрю 2009 г. смогли переманить у обычных авиакомпаний до 5% пассажиров, путешествующих за рубеж.
Летать даром
С августа 2009 г. в Украине работают два новых дискаунтера – Air Arabia и GermanWings. Пока они наладили маршруты только между Киевом и своими родными странами, ОАЭ и Германией. Впрочем, украинцы могут пересесть на другой рейс и трансфером добраться в другие точки мира.
WizzAir, которая летает из Борисполя и Львова в шесть европейских городов, заявляет о постепенном расширении рейсов. "Мы увеличиваем количество перелетов Киев – Венеция с двух до трех в неделю", – говорит член совета директоров компании "WizzAir Украина" Наталья Казмер. По ее словам, за нынешний год количество пассажиров, летающих по дешевке за рубеж, увеличилось почти в три раза. "Сейчас все чаще лоу-костами пользуются бизнесмены, "живущие в деловых поездках", – подмечает еще один тренд специалист по международным связям с общественностью GermanWings Андреас Енджел.
Традиционные перевозчики не сдаются и предлагают своим клиентам акции на более дешевые перелеты. К примеру, "АэроСвит" в марте запустил акцию Crazy Fridays, по которой все пятничные билеты продаются по бросовым ценам: $29 внутри Украины, $99 – на ближние направления (Европа, Ближний Восток) и $399 – в дальние страны (такие как Северная Америка и Азия). Причем в эту цену включаются все дополнительные услуги, тогда как у дискаунтеров даже перевозка багажа стоит денег: 6 евро – у Germanwings, 10 евро – у WizzAir (см. инфографику).
Кстати, на руку обычным авиалиниям играет ценовая политика самих лоу-костеров: чем ближе к вылету человек покупает билет, тем выше цена. В итоге, "дисконтный" перелет может обойтись даже дороже привычного экономкласса. Например, при покупке билета на рейс Киев – Лондон – Киев за месяц до вылета British Airways обойдется в $376,51, а WizzAir – в $388.
Обещанного ждут
"В Украине лоу-костеры занимают не более 1–1,5% рынка. Но возможно, что с окончанием кризиса новые европейские лоу-костеры все-таки придут в Украину", – считает аналитик компании Astrum Capital Александр Кава. Сегодня же развитию авиационных планов мешает катастрофическое падение пассажиропотока. По информации Госавиаслужбы, с января по октябрь текущего года количество пассажиров на внутренних рейсах уменьшилось на 18,2%, до 800 тыс. человек, а на внешних – на 17,1%, до 3,3 млн. граждан. Из-за этого некоторые перевозчики "замораживают" старые маршруты. Так, British Midland Airways (bmi) с 10 января 2009 г. приостановит все рейсы из Лондона в Киев. Дефицит пассажиров сдерживает как бюджетные, так и обычные компании, готовые открыть новые маршруты. "В 2010 г. мы намерены запустить запланированный еще летом 2009 г. рейс Киев – Ашхабад, а также Киев-Тбилиси", — рассказал Фокусу директор компании Windrose Владимир Каменчук, не уточняя точной даты запуска. В Госавиаслужбе лежат заявки WizzAir на открытие маршрутов в Испанию, Бельгию и Голландию. "Мы бы рады запустить новые рейсы, но из-за нестабильности украинской экономики не спешим. Непонятно, что будет в стране завтра", – разводит руками Наталья Казмер.
Вероятно, что расширить дешевое небо для украинцев дискаунтеры смогут к 2012 г. Ведь чтобы привезти гостей на чемпионат Евро-2012, как минимум две новые авиакомпании могут реализовать обещанные еще год назад планы. Среди бюджетных перевозчиков, планировавших наладить рейсы из Украины, в 2008 г. упоминались SkyEurope, Central Wings, GermaniaExpress, AirBerlin, EasyJet.
Вместе с чемпионатом в стране могут возобновиться и доступные внутренние рейсы. Так как одна из официальных причин отказа лоу-костеров от перелетов по территории Украины – это удручающее техническое состояние региональных аэропортов. А как раз к футбольному первенству власти Донецка, Харькова и Львова обещают отремонтировать свои воздушные ворота.
Опрошенные Фокусом авиаторы прогнозируют, что после чемпионата Украина будет развиваться по пути ЕС, где к осени 2009 г. на лоу-кост приходилось 20–30% перелетов против 4–5% в 2004 г. Правда, для достижения этих целей европейцам потребовалось целых пять лет, и Украине понадобится точно не меньше.
Наталия Гузенко, Фокус