Раздвоение личности. Как Коломойский отсудил у Аэросвита кредиты, выданные ПриватБанком

Фото: podrobnosti.ua
Фото: podrobnosti.ua

На днях суд удовлетворил трехмиллиардный иск Игоря Коломойского к Аэросвиту. Как утверждают эксперты, в противостоянии Петра Порошенко и экс-главы Днепропетровской ОГА начался очередной раунд

Related video

В Едином реестре судебных решений появилось постановление Хозяйственного суда Киевской области № 911/2987/13 по иску Игоря Коломойского к компании "Аэросвит". 15 мая суд в полной мере удовлетворил его требования на сумму 3 млрд грн за оказанную им беспроцентную материальную помощь Аэросвиту, которую компания не возвратила в срок, и погашенные экс-губернатором кредиты, выданные ПриватБанком авиакомпании в 2011-2012 годах. При предоставлении кредитов олигарх выступал поручителем авиакомпании. Напомним: Коломойский является совладельцем группы "Приват", которой приписывали контроль над обанкротившимся Аэросвитом.

Странное банкротство

На первый взгляд, в решении суда ничего необычного нет. По словам советника юридической компании "ECOVIS Бондарь и Бондарь" Олега Пантия, признание бенефициара компании ее кредитором — распространенная практика. Подобное решение суда позволяет бенефициару при ликвидации имущества банкрота требовать возмещения вложенных в компанию средств наряду с другими кредиторами.

Впрочем, возобновление процедуры банкротства Аэросвита интересно само по себе. В 2013-м дело о банкротстве компании заблокировала Бориспольская налоговая инспекция. По словам пожелавшего остаться неназванным источника, затягивание решения о признании компании неплатежеспособной было выгодно группе "Приват". Благодаря этому Аэросвит получил возможность взыскивать дебиторскую задолженность и направлять ее на погашение приватовских кредитов, при этом не рассчитываясь со сторонними кредиторами, а также вывести свои активы в дружественные структуры. Отметим, что по состоянию на сегодняшний день так и не погашена задолженность по зарплате перед сотрудниками компании. По словам вице-президента профсоюза Ассоциации летного состава гражданской авиации Украины Вениамина Тимошенко, она составляет 115 млн грн. Возобновить дело о банкротстве Аэросвита суд решил лишь в марте этого года.

Решение по делу кредитора авиаперевозчика-банкрота совпало по времени с заявлением по Единому небу

Вызывает вопросы и назначение арбитражного управляющего. Им стал Леонид Талан. До этого он управлял процессами банкротства на других предприятиях группы — Днепродзержинского коксохимического завода, Днепропетровского металлургического завода им. Петровского и авиакомпании "Донбассаэро". "По закону арбитражного управляющего выбирают случайным образом. Но если лицо, на которое укажет компьютер, откажется заниматься банкротством данного актива, суд назначает арбитра из числа желающих", — поясняет партнер юридической компании "Анте" Андрей Гук.

Да и тот факт, что решение суда о признании Коломойского кредитором обанкротившегося авиаперевозчика совпало по времени с заявлением Петра Порошенко о подписании в ближайшее время соглашения о Едином небе с ЕС (его имплементация создаст серьезную конкуренцию МАУ со стороны европейских бюджетных перевозчиков), заставляет задуматься о политической подоплеке процесса.

Война продолжается

Это очередной виток развития конфликта Коломойского с Порошенко, уверен Гук. Война началась в марте из-за смены менеджмента в Укртранснафте, что лишило Коломойского монопольного положения на рынке отечественной нефтепереработки.

Впрочем, до этого момента МАУ остается фактическим монополистом на рынке украинских авиаперевозок. Из-за сложности процедуры назначений на авиамаршруты Госавиаслужбой европейские лоукост-перевозчики не хотят летать в украинские аэропорты. Подписание соглашения о Едином небе отменяет процедуру назначения на маршруты. Летать в Украину смогут любые европейские авиакомпании.

Данное соглашение было парафировано еще при Януковиче, во время Вильнюсского саммита 2013 года. Но новая власть тянула с его подписанием. Поэтому заявление Порошенко о стремлении подписать соглашение как можно скорее стало неожиданностью. Авиационный эксперт Александр Ланецкий связывает такое форсирование событий именно с желанием президента уменьшить влияние группы "Приват".

"Признание Коломойского кредитором Аэросвита позволит ему персонализировать свои интересы в обанкротившейся компании и присоединиться к группе кредиторов, которые обвиняют в банкротстве авиаперевозчика государство и требуют от Администрации президента компенсировать нанесенный им ущерб", — считает Гук.

Претензии кредиторов в АП поступили еще в феврале. По словам замглавы ведомства Дмитрия Шимкива, тогда было получено письмо от голландской компании — совладельца Аэросвита, состоящее из девяти страниц претензий и обвинений. Впоследствии кредиторы заявили, что до банкротства крупнейшую авиакомпанию довели действия властей, начиная с недопуска на маршруты и заканчивая невозвратом НДС. За что и требовали компенсировать ущерб в размере $400 млн. Теперь к ним добавились еще и претензии Коломойского.