ЕС или НОУ. Зачем Украине ассоциация с Евросоюзом

Фокус узнал, зачем нам ассоциация с Евросоюзом

Related video

В Украине парадоксальная ситуация: соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом может быть подписано властью, которая ранее не отличалась ни проевропейскими симпатиями, ни такой же риторикой.

Виктора Януковича и Партию регионов традиционно считали пророссийской силой, и первые шаги нынешнего президента это подтверждали: были подписаны Харьковские соглашения, продлившие базирование российского Черноморского флота на украинской территории. Со временем оказалось, что такая "дружба" с Россией особых бонусов Украине не приносит, во всяком случае Москва так и не уступила в главнейшем вопросе — цене на газ. Геополитический вектор вновь развернулся в сторону Евросоюза. Подробности кулуарных переговоров между украинским и российским руководством, как и истинные мотивы, побудившие Януковича не просто шагнуть, а буквально прыгнуть в направлении ЕС, долго еще будут источником конспирологических версий. Со стороны же кажется, что агрессивная реакция Кремля на европейские поползновения Киева, в частности, очередная торговая война, лишь подтолкнули украинскую власть еще ближе к Европе. Янукович превратился в евроинтегратора, ломающего сопротивление ориентированной на северо-восток части родной партии, чтобы та не сорвала подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС.

Теперь видим парадокс: в евроинтеграционном движении власть и оппозиция оказались едины. Законопроекты, необходимые для подписания соглашения об ассоциации, хотя и не без дискуссий, набирают в парламенте конституционное большинство голосов. Благодаря такому небывалому единодушию ощутить евроинтеграцию на себе в недалекой перспективе смогут и обычные украинцы.

При наилучшем для Украины стечении обстоятельств эффект от вступления в силу отдельных положений украинцы смогут почувствовать уже в следующем году.

Доступ к дешевым и качественным товарам
Взгляд оптимиста. Пожалуй, это самый ощутимый бонус для широчайших слоев населения. За счет открытия рынков в Украину хлынет масса новых и сравнительно дешевых европейских товаров: от еды до бытовой техники. Качество продукции теоретически будет соответствовать уже принятым в Евросоюзе фитосанитарным и экологическим нормам. Права потребителей также должны быть защищены лучше, а борьба с фальсификатом и подделками — усилена, в том числе за счет высоких штрафов. В таких условиях отечественным предприятиям придется инвестировать в модернизацию, чтобы оставаться конкурентоспособными и выдерживать такие стандарты. Кроме того, обострение конкуренции между предприятиями на внутреннем рынке при соблюдении антимонопольного законодательства должно привести к снижению цен.

Взгляд пессимиста. Средства на модернизацию, тем более оперативную, есть далеко не у всех украинских предприятий. В краткосрочной перспективе тяжелый удар будет нанесен по тем отраслям экономики, продукция которых по себестоимости и/или качеству уступает европейским аналогам. В первую очередь пострадают машиностроение и сельское хозяйство. Многим предприятиям придется попросту закрыться. В итоге украинский производитель окажется вытесненным с внутреннего рынка, украинцы привыкнут к европейским товарам и отвоевывать позиции отечественным предпринимателям будет все сложнее.

Стандарты труда. Рабочие места и зарплаты
Взгляд оптимиста. В тексте соглашения об ассоциации отдельная глава посвящена занятости и социальной политике: Украина должна обеспечить защиту прав наемных работников, улучшить условия их работы и сократить неформальную занятость. Открытие рынков неизбежно приведет к перераспределению рынка труда — многие квалифицированные специалисты, получив доступ к высокооплачиваемым европейским рабочим местам, просто уедут. Зато внутри страны может появиться запрос на новых специалистов — ЕС совместно с Украиной должны способствовать подготовке и переподготовке востребованных на рынке кадров. Если западный бизнес, очарованный пока недорогой рабочей силой, начнет открывать в Украине филиалы своих производств, то можно надеяться на небольшой отток трудовых мигрантов.

Взгляд пессимиста. В то же время, пока это произойдет, украинцам придется попотеть в поисках работы из-за закрытия несовременных украинских предприятий. Многие к тому же окажутся невостребованными на рынке труда, а менять профессию готовы и способны не все — им останется неквалифицированный и малооплачиваемый труд. Те же, кто окажется востребован, при прочих равных условиях наверняка предпочтет работать в условном Мюнхене или Лионе, а не в украинском областном центре.

Улучшение экологии
В экологической сфере Украина должна будет утвердить 31 экологическую директиву, ориентированную на принятые в ЕС стандарты, касающиеся чистоты воздуха и воды, утилизации промышленных отходов, чистоты бензина и дизтоплива, охраны природы и так далее. На реализацию большинства пунктов Европа отводит Украине лишь два-три года.

Безопасные дороги и открытое небо
Ради снижения смертности на дорогах Украина обязуется апробировать принятые в ЕС нормы безопасности движения: относительно технического (состояние дорог, переходов, правила техосмотра, ограничители скорости для грузовиков и так далее) и человеческого факторов (тренинги для водителей, ограничение максимальной водительской нагрузки и так далее). Впрочем, Украина при поддержке ЕС уже не первый год борется с употреблением алкоголя за рулем, но "пьяные" ДТП все равно случаются очень часто. Предусмотренное соглашением вхождение в совместное авиационное пространство Европейского союза, охватывающее почти всю Европу, откроет Украину для западных авиакомпаний, в частности лоукостов. Это должно удешевить авиабилеты и улучшить сервис. Переговоры по вопросам открытого неба длятся с 2007 года и пока далеки от логического завершения, лоукостов в Украине по-прежнему мало. Конечно, если украинские власти не будут выполнять нормы даже подписанного соглашения, то ни дешевых авиабилетов, ни высокооплачиваемых рабочих мест обычные украинцы не увидят еще долго. Лишь европейские товары быстро заполонят полки магазинов. С другой стороны, отечественный бизнес, как и любой другой, стремится быть прибыльным и конкурентным, получать доступ на новые рынки, следовательно, должен требовать от власти выполнения реальных реформ.

Кроме выбора между Европейским и Таможенным союзами, у власти теоретически есть еще одна альтернатива — подписать соглашение лишь для галочки, но не выполнять ничего вообще, даже на уровне допуска в Украину европейских товаров. В таком случае страна добровольно откажется от более-менее конкретного плана развития, который за все годы независимости так и не смогла предложить ни одна партия.

В случае выполнения предусмотренных положений, в част-ности, в сфере верховенства права, укрепления демократии, прозрачной государственной политики и так далее страна может превратиться в нормальное европейское государство с адекватным уровнем жизни и защиты гражданских свобод. Но для этого потребуется полномасштабная перезагрузка государственной машины, а это, в свою очередь, требует огромной политической воли руководства страны и слаженных действий власти и оппозиции. В преддверии президентских выборов 2015-го в такойсценарий верится слабо.

Мнение. Плюсы и минусы Таможенного и Европейского союзов

Долгая дорога
Пять шагов Рады на пути к Вильнюсу

Менее чем за три месяца до судьбоносного саммита в Вильнюсе Верховная Рада наконец-то начала рассматривать так называемые евроинтеграционные законы, без принятия которых подписание Соглашения об ассоциации с ЕС едва ли возможно. После дебатов и переговоров за закрытыми дверями (в частности, встречи Виктора Януковича с фракцией Партии регионов) в парламенте нашли компромисс и одобрили первые пять проектов евроинтеграционного пакета (предполагается, что всего таких документов будет больше двух десятков).

1 шаг. Законопроект "О внесении измене­ний в ряд законов Украины относительно выполнения судебных решений"
В первом чтении были проголосованы изменения в закон о выполнении судебных решений. Цель документа — урегулировать ситуацию с многомиллиардными задолженностями государства перед бюджетниками и льготниками, которые те "выбили" в отечественных судах. Оппозиция уверена, что с принятием закона эти долги фактически будут списаны — во втором чтении проекта ожидаются горячие дебаты.

2 шаг. Закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс относительно порядка и условий отбывания наказания"
Также депутаты решили улучшить условия содержания заключенных: в соответствии с европейскими нормами осужденные дети получили право общаться с родителями, а взрослые — носить мобильные телефоны (при этом длительные свидания теперь разрешены им лишь с близкими родственниками).

3 шаг. Законопроект "О внесении изменений в Закон "О таможенном тарифе"
Значительно более важный в контексте евроинтеграции законопроект о таможенном тарифе был принят лишь в первом чтении, и то со второй попытки. Документ предусматривает унификацию таможенных кодов товаров Украины со стандартами ВТО и ЕС. Впрочем, в проект попали и подозрительно лоббистские нормы (например, снижение ввозных пошлин на люксовые автомобили), что и вызвало бурные дебаты.

4 шаг. Законопроект "О внесении изменений в Конституцию относительно усиления гарантий независимости судей"
На оценку Конституционного суда отправился закон, меняющий порядок назначения судей, — это право перейдет от парламента к президенту. По мнению Венецианской комиссии, такой шаг снизит политическое давление при назначении судей. Попутно из Конституции предлагается убрать норму о пятилетнем сроке полномочий генерального прокурора — этого от Украины также требуют европейцы.

5 шаг. Законопроект "О повторных выборах народных депутатов в некоторых одномандатных округах в связи с невозможностью достоверного установления итогов голосования и результатов выборов "
Верховная Рада поставила точку в истории с пятью проблемными округами, что было прямым условием Брюсселя для подписания соглашения. Повторные выборы назначили на 15 декабря. Таким образом, спустя год после выборов парламент наконец-то будет полностью укомплектован, а жители округов получат своих представителей в ВР.

Мирослав Криницкий, Фокус