На Львов: украинцам охота теперь ехать не в Киев, а в столицу Галичины

Все больше соотечественников, попытав счастья в столице, выбирают для следующей попытки город поспокойнее

Related video

Речь идет вовсе не о строителях, которые потеряли работу и волной схлынули из Киева в надежде чем-то заняться в родной Галичине. Столицу добровольно покидают молодые специалисты, надеясь прибиться к другим берегам – западным, но близким.

Давил психологически
– Главная причина моего переезда сюда была связана с дороговизной жизни, – рассказывает Фокусу 25-летний инженер по тестированию программного обеспечения Артем Нагорный, заказывая кофе в своей любимой "кавьярне".

Сам он из Кривого Рога; проработав в Киеве три года, минувшей осенью уволился и переехал во Львов.

– За комнату в двушке я в столице платил 350 долларов в месяц, а во Львове цены на тот момент были в два раза ниже, – вспоминает Артем.

Найти работу на новом месте оказалось легко, ведь Львов, по словам Артема, город с развитой IT-сферой. Сейчас собеседник Фокуса работает в крупной львовской компьютерной компании и утверждает, что здесь намного больше возможностей для личностного роста, чем в столице. Однако не только раздумья о ценах и карьере подтолкнули Артема Нагорного к переезду.

– За три года мне надоело в Киеве. Я не люблю подолгу оставаться на одном месте, – признается новый львовянин. – Это одна из особенностей моего поколения – динамичность. Молодежь активно мигрирует и в пределах Украины, и по другим странам, и это здоровый процесс.

По мнению программиста, концентрация деловой, политической и культурной жизни в одном крупном городе, как это происходит с украинской столицей, присуща разве что странам третьего мира. Артем говорит, что наблюдает, как люди начинают возвращаться из столицы назад в регионы и реализовывать себя там. Он считает, что сама атмосфера в Киеве многих подталкивает к такому переезду: "Город психологически давит на жителей".

На вопрос о том, почему он выбрал именно Львов, Артем с улыбкой показывает на чашечку с кофе:

– Возможно, из-за этого. Таких кофеен я в Киеве вообще не видел, а тут это часть культуры. Львов – мегаполис среднего размера, который будет привлекать людей не только из Украины, но и со всех уголков мира, – Артем допивает вторую "филижанку".

Первая культурная
Этот прогноз уже сбылся для коренных харьковчан Анастасии и Антона Иващенко. В 2007 году из бывшей украинской столицы они переехали в столицу нынешнюю, но уже через год решили испытать жизнь в столице культурной – именно таким городом им видится Львов.

– Он всегда был для меня чем-то необыкновенным, – говорит 26-летняя харьковчанка.

В Киеве же необычного было мало: снимали квартиру в Дарнице, Настя работала менеджером в книжном магазине, Антон трудился в ежедневной газете.

– От дома до метро приходилось ехать на троллейбусе, а потом еще 20 минут идти пешком из-за пробок, – вспоминает Анастасия. – За тот год я очень устала от людей и машин.

Львов способствовал смене деятельности: Антон перешел в IT-сферу, а его жена пробует себя на волонтерской ниве – помогает Центру городской истории Центрально-Восточной Европы. Но манил Лемберг (это старое название Львова) не только более спокойной по сравнению с Киевом жизнью.

– Одним из главных факторов для нас была языковая среда, – рассказывает Анастасия Иващенко. – Мы хотели общаться на украинском, и чтобы при этом нас не называли бандеровцами, а это в Харькове случалось регулярно.

Во Львове семья снимает квартиру в спальном районе, но харьковчане уверяют, что галицкий менталитет ощущается и вдалеке от старого центра.

– Прихожу как-то домой, а у подъезда объявление: "Просьба 22 января вечером быть дома, священники будут святить квартиры", – улыбается Настя.

Впрочем, идеализировать Львов она не хочет, признавая, что недостатков и тут хватает: от проблем с водой до присущей львовянам консервативности.

– Хотя, возможно, нежелание что-то менять здесь и полезно. Иначе в цент­ре города давно торчали бы многоэтажки из стекла и бетона, – рассуждает Настя. Львов продолжает быть для нее сказкой, хранящей много тайн. Чтобы их узнать, нужно время, поэтому семья Иващенко надеется остаться тут надолго.

На нейтральной территории
Если в Киев едут за деньгами, то во Львов все больше за спокойствием. А то и вовсе без видимых мотивов, просто потому что "Львов – это Львов". Именно так описывает причины своего переезда сюда 25-летняя Марта Литвиненко из Донецка. Ее друг 27-летний Павел Мазурик из Луцка вспоминает: "Я звал Марту к себе на Волынь, но она очень хотела во Львов. Мне было все равно куда, главное – вместе".

Ребята познакомились год назад в Донецке, в редкой там украиноязычной компании. А когда решили жить вместе, переехали в Галичину.

"Из Донецка я уже давно мечтала сбежать", – говорит Марта. Но и Киев пару тоже не привлекал.

– Это чужой город, страшный. Даже когда просто приезжаешь туда на полдня по делам, он очень угнетает, – ужасается Павел.

Марта ему вторит:
– Не переношу Киев, он напряжный.

Во Львове счастливую пару все устраивает: Павел нашел работу инженера в интернет-компании, они с Мартой мечтают купить дом и сыграть свадьбу.

– В планах – остаться тут, пустить корни, – уверенно говорит Павел.

Конечно, после полугода жизни во Львове "туристическая" эйфория и спарилась.
– Но, с другой стороны, радует осознание того, что можно посидеть на любимой лавочке у часовни Боимов, а после вернуться домой, а не в гостиницу, – рассуждает Марта. – А бытовые проблемы есть везде.

В мире нерастворимого
"Я не восхищался Львовом, как многие киевляне. Меня впечатляли детали, а не весь старый город", – рассказывает о своей первой поездке сюда коренной киевлянин 27-летний Вячеслав Гринец. Тогда, в 2005 году, он еще жил в столице, в спальном районе в Новобеличах, был учителем в средней школе, говорил на русском языке и пил чай вместо кофе. "Каким бывает нерастворимый кофе, я только во Львове узнал", – смеется теперь уже львовянин с двухлетним стажем. О переезде куда бы то ни было из Киева раньше он даже не задумывался – не было причины, хоть столица и утомляла.

– Когда в вагоне метро на станции "Вокзальной" открывались двери и люди с клетчатыми сумками начинали толкаться под ребра, это, конечно, бесило, – вспоминает Вячеслав. – Но только когда встал вопрос о переезде во Львов, Киев стал меня раздражать по-настоящему.

Все началось, когда два года назад на музыкальном фестивале в Тернополе Слава познакомился с художницей Лесей, львовянкой. Она потом стала его женой.

– Львов мне казался этаким городом художников и тех, кто не привязан к постоянной работе, – рассказывает Вячеслав Гринец.

Сейчас он живет, как и мечталось, во Львове, со свободным рабочим графиком. Однако признается, что, пожалуй, смог бы быть счастливым в любом месте:

– Я уверен, что в Киеве есть немало людей, которые видят его таким же, каким я вижу Львов: прекрасным, чистым, дружелюбным.

Все дело в нашем восприятии окружающей реальности, полагает Вячеслав, и продолжает:

– Я не привязываюсь к одному городу. Но если бы сейчас снова довелось выбирать, все равно остался бы во Львове. И хоть большую часть времени отнимают вещи вполне обыденные, львовский "мир художников" постоянно где-то рядом. И это греет.